Архитектура

Невесомость — архитектурная интерпретация. С юбилейной выставки Т.Кузембаева

К бумажной архитектуре 1980-х гг. определенно возник общественный интерес. Недавно в рамках смотра «Перспектива» состоялась встреча участников с ведущими бумажниками, нынешними мэтрами. К своей юбилейной выставке Д.Буш восстановил не один десяток конкурсных листов родом из 1980-1990-х гг. А Т.Кузембаев, также к юбилейной выставке в галерее «Культ Проект», отрисовал опять же несколько десятков листов — вариаций на тему «Невесомость», которая начиная с 1990-х гг. наследует серии «Мягкие города», восходящей к 1980-м.

Однако если «Мягкие города» имеют вполне земную адресность, пусть и не сбиваясь в описательность, то «Невесомость» несёт в себе космические смыслы. Геометрические формы свободно плавают в вакууме, пересекаются, сталкиваются, проваливаются в бездну, оказываются под ослепительными лучами некоего светила…

Абстрактному языку крупной формы контрастен второй изобразительный слой, связанный с каллиграфической проработкой, разделкой поверхности. Не орнаментальной — за хитросплетениями тончайших линий опознается плотная городская ткань, подхватывающая и развивающая тему «мягких городов».

Есть ещё и третья составляющая художественного целого — это живописные пятна сохраняемой девственной белизны листа. В одном случае Тотан приглашает посетителей к сотворчеству — продолжить инвенцию.

Листы-простыни формата от А1 до А3 перемежаются миниатюрами, но тема остаётся прежней — «Невесомость». Она не отпускает Тотана, он из года в год, из десятилетия в десятилетие напряжённо вглядывается в эти глубины. Одна из работ вообще датирована 1998-2018 гг. — то есть световой луч открывает мастеру все новые закоулки Бесконечного? Что видится ему — космические дали, бескрайность евразийского пространства, связи горнего и дольнего? Кто отодвинул полог, приоткрыл эту перспективу — Н.Федоров-К.Циолковский или А.Локтев-В.Колейчук-Ф.Инфанте?

Принято думать, что бумажное движение насквозь повествовательно, литературно. Однако кузембаевская «Невесомость», очевидно, не переводится в понятийный ряд, с трудом поддается описанию и объяснению. Как, впрочем, и листы А.Бродского-И.Уткина или Д.Буша-Д.Подьпольского-А.Хомякова.

Бумажная архитектура — неисчерпанный и неисчерпаемый феномен. По которому рано справлять поминки.


01.


02.


03.


04.


05.


06.

 

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Notify of