Личность

И.Г. Лежава (1935-2018)

Ушел Илья Георгиевич Лежава.

В отечественной истории архитектуры ХХ в. было четыре эпизода, когда она поднималась до общемирового звучания. Это авангард 1920-х, сталинские ар-деко и неоклассика, футурологические поиски 1960-х и бумажная архитектура 1980-х. Авангард, НЭР и наши бумажники всемирно признаны и обласканы, 1930-1950-е ждут своего часа.

Не так много архитекторов, которые вписали свои имена в эту золотую летопись дважды. В первой половине ХХ столетия это были А.Щусев, И.Жолтовский — пожалуй, и все, во второй половине века — И.Лежава. Один-единственный.

В 1960-е он вместе с А.Гутновым со товарищи запустил на орбиту корабль под названием НЭР. А в 1980-е открыл дорогу бумажникам — это с его легкой руки последовал феерический каскад побед на международных конкурсах.

Затем, уже в 2000-е, был «Сибстрим» — проекция нэровских идей в современность. И последующее их развитие — Севсиб и Трансполярная магистраль с многочисленными меридиональными связками-ответвлениями. А еще — Севморпуть с его отправной точкой — портом Корсаков, о недооцененном потенциале которого Илья Георгиевич часто рассказывал. И во Владикавказе, где мы с ним и Андреем Борисовичем Некрасовым несколько лет назад организовали научную конференцию, и на его блестящей лекции в Доме архитекторов этой весной — в рамках семинара по расселению. Помню, размашистость и научная смелость Ильи Георгиевича встретила зубовный скрежет в стане экономистов, озабоченных непосредственным прибытком здесь и сейчас. На что лектор понимающе улыбался своей обезоруживающей улыбкой.

Той самой — запечатленной на многих фотографиях. Которую невозможно забыть…

 

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Notify of