Общество

Араз Агаларов — о явных и скрытых пружинах отечественного девелопмента

Глава Crocus Group А.Агаларов дал развернутое интервью корреспондентам The Bell И.Малковой, А.Стогне и Е.Осетинской (см.: «Дайте людям триллион»: Араз Агаларов о космодроме «Восточный», арестах предпринимателей и госденьгах). Среди множества проговоренных тем — от политических до социальных и экономических — затронут ряд профессиональных, которые мы попытались инвентаризовать, сохранив прямую речь интервьюируемого.

О госстройках, включая космодром «Восточный»

«…На госсовете президент был озабочен тем, что подрядчики неохотно идут в госпрограммы. Это происходит, потому что сметы рассчитаны исходя из реалий 2014 года, то есть курса 30 рублей за доллар. С тех пор все цены изменились. Допустим, вам предлагают построить мост, космодром, длинную трассу. Но, когда вы начинаете считать, понимаете, что вся работа будет убыточной. Поэтому я, например, пока отказываюсь участвовать в строительстве космодрома «Восточный»: тут тоже не учтены реальные расценки.

…Сказал, что готов (приступить к строительству «Восточного — Ред.) — но не за эти деньги. В правительстве было большое совещание, проводил Ю.Борисов (вице-премьер по вопросам ОПК). Все долго ругались — почему первая очередь не достроена, почему вторая медленно строится. Когда спросили меня, я сказал, что есть две новости. Первая — что вторую очередь космодрома за два года построить можно. Вторая — что за те деньги, которые предусмотрены, нельзя. Если увеличите стоимость, через два года все получите. Если нет — извините.

…Раньше там просто был сомнительный результат, было неясно — будет заработок, останемся при своих или будет убыток. А космодром — это явный убыток. Около 8 млрд рублей не хватает. Сейчас это с моей подачи, кажется, все-таки пересчитывается».

Темная сторона Луны — о строительстве стадионов к мундиалю

«Кстати, я когда с ним (вице-премьером В.Мутко) ближе познакомился, у меня сильно изменилось отношение к нему. Если бы его не было, стадионы, которые строились для чемпионата мира, не построились бы. Начались эти же проблемы с деньгами. Не хватает денег — заказчик не может принять работу. На строительство стадиона было предусмотрено 18–19 млрд рублей, а в Абу-Даби, например, бюджет на один стадион — $600–700 млн, и не потому, что они разбрасываются деньгами, просто меньше чем за $450 млн люди даже себе построить не могут.

Я на совещании сказал, что единственный выход — увеличить аванс, если не хватит, мы доложим свои деньги, а государство доплатит потом. Мутко это предложение поддержал. А если бы не поддержал и занял бы формальную позицию — все, стадиона бы не было. Со старта работ по стадионам я начал оптимизировать бюджет. Например, по проекту крыша одного стадиона была в виде бумеранга, я когда прокачал его в аэродинамической трубе, понял, что она улетит при порыве ветра. Пришлось переделывать проект.

…Все деньги за стадионы к чемпионату мира по футболу, надеюсь, нам вернут — сейчас должны 2,2 млрд рублей. Во Владивостоке („Крокус“ строил Дальневосточный федеральный университет к саммиту АТЭС в 2012 году) потери были около 3 млрд рублей, из них миллиард с копейками мы отсудили».

О строительстве ЦКАД — не только воровство

«Там основная проблема не в нас, а в заказчике. В проекте не предусмотрели земли под вынос сетей, а Московская область нафарширована газопроводами высокого давления. Сейчас делают проект, нужно выкупать земли, владельцы не хотят уезжать. Если бы там было все освобождено, мы бы ее в 2018 году построили. А сейчас ЦКАД забуксовал — не только мой участок, а все. Но его построят, конечно. Перенесли на конец 2020 года».

О посадках

«…Есть такая тенденция, что либо сажают руководителей больших компаний в результате строительства, либо они банкротятся. Нам каким-то чудом удается удерживаться на плаву.

В основном неприятности происходят, потому что не хватает денег. Они закончились, и подрядчик просто перестает строить. Заказчик тут же обращается в правоохранительные органы: „Почему они не строят?“ Те не разбираются, почему на самом деле не строят, а начинают искать, где украли два грузовика песка.

Им что два грузовика, что два миллиарда — все фиолетово».

Об автомобильных и железных дорогах

«Автомобильная дорога — это всегда деньги. Когда вы строите железную дорогу, слева и справа на полкилометра все сдыхает, потому что рядом с этим грохотом жить невозможно. А рядом с автомобильной дорогой всегда появляются мотели, гостиницы, заправки, торговые центры. Представляете, сколько приносит МКАД, если один „Крокус“ платит 5 млрд рублей в год. А железнодорожные проекты, как Москва—Казань, — бессмысленная трата денег. У нас огромное количество городов без воды, газа, туалета, то есть на благоустройство тоже надо выделять деньги. Это качество жизни. А все остальное, я считаю, нужно раздать».

О судьбе ТРК и офлайн-торговли

«Вообще это большой спор, что победит — онлайн или офлайн. „Вегасы“ — огромный кусок нашего бизнеса, и они демонстрируют рост 10% год к году, несмотря на кризис. Это связано с тем, что у нас много внимания уделено развлечениям, общественным пространствам.

Интернет-торговля упрется в то, что человек психологически просто погибнет: все будет под рукой, можно сидеть дома, есть и никуда не выходить.

…Человек — существо социальное. Бизнес торговых центров строится на том, что люди хотят ходить и смотреть: на других людей, на то, как выглядит сметана, как пахнет помидор. Если ты можешь создать атмосферу, где хочется находиться, у тебя всегда будет бизнес. А если строишь склад геометрических фигур, набитых, как „Ашан“, каким-то недорогим продовольствием, это обречено на провал».

О факторах экономической деградации

«У нас три фактора, которые, в общем-то, полностью тормозят развитие экономики. Первый — очень низкие зарплаты. Мы говорим о росте производительности труда, но это все разговоры в пользу бедных, потому что нельзя увеличить производительность труда, не имея спроса. Завод не может выпустить больше машин, если их не покупают. У нас порядка 12–15 млн людей зарабатывают в пределах 12–13 тысяч рублей.

Второй фактор — очень высокая процентная ставка при стабильном курсе. Курс доллара стоит уже больше чем полгода, рубль укрепляется, а ставка — 10%. Представьте, что это 10–12% в долларах. Никакая страна этого не выдержит, а мы платим 8% годовых в валюте по ОФЗ, поэтому они так популярны у иностранных инвесторов.

А третий фактор — силовое давление.

Все эти три фактора решаемы административно».

Араз Агаларов (Фото: Владислав Шатило / РБК)

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о