Архитектура

АРХИТЕКТУРА СЕРЕБРЯНОГО БОРА. К публикации о жилом комплексе АБ Остоженка

Архитектурный Вестник подготовил к публикации в № 4/2019 материал о недавно заселённом жилом комплексе Серебряный Бор на Живописной улице, построенном по проекту АБ Остоженка.

Размещение анонса на сайте АВ — удобная возможность дополнить статью ещё одним, «предварительным» наблюдением. Побывав в этих местах, вы увидите, что новая постройка составила неожиданную пару Живописному мосту архитектора Н.Шумакова — и не только по градостроительно-композиционной значимости. Несмотря на совершенно различные архитектурные формы и функциональное назначение, объекты роднятся своей живописной структурностью — выявленной конструкцией, наделённой свойством удивлять. Знаковые сооружения и расположились особым образом — у начала и конца Хорошевского судоходного канала, осуществлённого по проекту архитектора В.А.Петрова в 1937 году. Тогда эта водная артерия Хорошёвского спрямления превратила в остров известный природный объект — Серебряный Бор, который в наше время оказался «под двухсторонним наблюдением» — скажем, из ресторана Живописного моста (с юга) и из квартир ЖК Серебряный Бор (с севера).

Между тем, журнальная статья напоминает о тех временах, когда остров действительно являлся демонстрационным объектом. Известно, что сюда организовывались походы «выходного дня», чтобы летом на рассвете полюбоваться уникальным зрелищем — блеском серебряных сосен. Сегодня это явление почти утрачено в результате городского развития, экспансии смога, однако природная иллюзия нашла своё продолжение в архитектуре, которую успешно поддерживают современные материалы и технологии.

Для авторов ЖК объектом возрождения утраченного образа становится наиболее ответственная часть дома — его конструктивная основа, несущий каркас. Прямоугольность выявленной на уличном фасаде стоечно-балочной конструкции архитекторы подвергают последовательному геометрическому искажению, внося череду попеременно-регулярных отклонений от прямого угла… Тем самым создаётся особая — индустриально-природная иллюзия. Она действительно подобна суставчатому, ярусному строению соснового бора, в котором вертикальность стволов, дополненная горизонтальностью ветвей, формирует проникающую и проникновенно-тёплую древесную структуру.

 

Технологии иллюзии

Авторы по-своему трактуют архитектурный приём, «в основе которого — придание скульптурности архитектурной форме». Для них это — отражение «стволов и ветвей» здания в речной ряби. Хотя издали фасадный каркас, по признанию авторов, больше напоминает деревянную рельефную решетку прихотливого рисунка. При этом весьма выразительный рельеф уличного фасада набран из унифицированных плоских элементов. Эффект «сосновых стволов и ветвей» воспроизводит специально подобранная шероховатая текстура и соответствующий оттенок фасадных панелей EQUITONE.

Символическая игра «сосновых» фасадов в водной поверхности дополняется «реальным» и действительно «серебряным» отражением. За изменчивым обрамлением фасадного каркаса открываются плоскости «хрустального» остекления — от пола до пола. Кроме того, эффект витражей обеспечивается применением двух видов стемалита, в том числе — с золотистым оттенком на первых этажах. Этой обманчивой визуальной зыбкости объекту добавляет использование архитектурного остекления компании GUARDIAN GLASS.

Между тем, в данном случае мы имеем дело ещё с одним масштабным визуальным обманом. Одетый в регулярную оправу каркаса, масштабный параллелепипед здания-квартала на поверку оказывается тонкостенной скобой обитаемого каре. Если говорить об образе лесного Бора, фактически ЖК представляет собой только «опушку леса», выстроенную вокруг «благоустроенной поляны» двора. В это дворовое пространство, с улицы проникает брутальная отделка нижних этажей. Тему «лесного партера» или «подлеска» насыщенному благоустройству помогает воспроизвести облицовка панелями ARCH-SKIN.

С точки зрения архитектуры, соседство с природой не всегда является достаточным основанием для присвоения комплексу экологического имени. Более того — когда застройка откровенно противопоставляет себя природе, этот «маркетинговый приём» может выглядеть весьма цинично. Иное дело — «приём архитектурный», позволяющий как-то сгладить возможные противоречия, а иногда даже «воссоздать» утраченные в связи с городской экспансией природные аллюзии… В случае с Серебряным Бором стремление архитекторов к такой ассоциативной связи с природой (в данном случае — с сосновым бором) более чем откровенно. И огромное здание остроумно и наивно прячется за искусную ширму.

Константин Савкин
Фото Д.Анненков

 

Жилой комплекс по адресу: г. Москва, ул. Живописная, вл. 21. АБ «Остоженка»,
авторы архитекторы: В.В.Каняшин (рук. проекта), М.А.Дехтяр (ГАП), Т.Ю.Лапина, А.А.Федорова.


 

01.

 

02.

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о