Конкурс

КЕРАМИЧЕСКОЕ СЕРДЦЕ. Итоги конкурса ESTIMA Ceramica

Даже если будет сердце из нейлона,
Мы научим беспокоиться его.
И.Шаферан. Нейлоновое сердце, 1968

4 декабря 2019 г. в Рыбном Месте московского Artplay состоялась Торжественная церемония награждения победителей VIII Всероссийского конкурса «Керамогранит в Архитектуре 2019». Учредитель конкурса — компания ESTIMA Ceramica — ведущий российский производитель керамогранита. Организатор творческих состязаний — ИД «Строительный Эксперт».

Конкурс «Керамогранит в архитектуре» в этом году привлек более 280 проектов из 38 городов России, а также из Азербайджана, Белоруссии и Казахстана. Церемонию награждения открыли Андрей Воронин, коммерческий директор, и Юлия Буданова, директор по маркетингу компании ESTIMA Ceramica. Учредители конкурса отметили заметное повышение качества представленных работ. Впрочем, по мнению Юлии Будановой, продукция компании не всегда успевает за потребностями архитекторов и дизайнеров. Поэтому проведение конкурсов стимулирует развитие ассортимента — поиск новых образов и свойств архитектурной керамики.

Жюри под председательством архитектора Анны Медлевой отобрало в семи номинациях 12 проектов и 9 построек, а также одного специального призёра. С этими работами, их авторами и наградами, в числе которых профессиональные туры в Италию, можно детально познакомиться на сайте конкурса.

Открытие церемонии. Фото: ИД «Строительный Эксперт»

Знакомство с проектами (в том числе, призёрами) даёт повод по крайней мере для двух рассуждений.

Первое, не слишком серьёзное — о том, что «отраслевая» направленность конкурса должна бы склонять участников к максимальному использованию продукции компании-учредителя (то есть, керамической плитки) и в итоге — к мономатериальности большинства объектов. Ряд подобных концептов (из меди, железа, камня) в своё время мастерски осуществил Сергей Скуратов. Убедительные образцы нам предоставляет и историческая архитектура, рождённая в условиях ограниченного выбора материала: цельнодеревянные дома в северной тайге или цельнокаменные в южных безлесных горах… Впрочем, понимая риск такого моно-подхода, участники конкурса мудро предпочитают поли- варианты, стараясь подчеркнуть достоинства керамики в сочетании с другими отделочными материалами или, скажем, «на их фоне».

Второе, весьма актуальное рассуждение — о назревшей необходимости и счастливой возможности повышения престижа архитектурной профессии. Ведь
для студентов участие в таких «отраслевых» соревнованиях — вероятность приобрести не только передовой опыт, но и заслуженный авторитет.

Автору данной публикации особенно приятно было увидеть среди призёров конкурса в номинации «Студенческие проекты» Ольгу Ракову — студентку 5-го курса ННГАСУ (альма-матер вашего покорного слуги). Ольга осваивает профессию Дизайнера архитектурной среды, но проявляет интерес к архитектуре (кафедра ДАС открылась в ННГАСУ несколько лет назад). Полагаю, что это требует дополнительных знаний и усилий, но «сердцу не прикажешь». Помнится, в 1970-е годы на АРХфаке ГИСИ преподавали свойства стройматериалов на уровне ПГС, поскольку институт был всё-таки строительным. Сегодня, судя по информации на сайте ННГАСУ, дисциплина «Современные отделочные материалы в архитектуре жилых и общественных зданий» преподаются студентам-архитекторам только дополнительно, по выбору.

Мне удалось задать телефонный вопрос своему коллеге, профессору кафедры Архитектурного проектирования ННГАСУ А.А.Худину — о возможности и необходимости более глубокого изучения студентами строительных, в том числе — отделочных материалов. По его мнению, сегодня базовая программа архитекторов весьма насыщена и особое внимание к материалам может сказаться на общем образовательном уровне. Что касается внепрограммных занятий — именно представители компаний-производителей регулярно проводят образовательные семинары в стенах нижегородского Дома Архитекторов, о чём студенты оповещаются через информационные стенды.

Что касается студентов-дизайнеров (в 1970-х это слово было почти запретным) — в вариативной части их программы «Материаловедению» отведено 108 часов, в том числе 16 часов практических занятий и семинаров. Для сравнения — такое же соотношение в Начертательной геометрии. Кроме того, есть ещё «Художественная обработка материалов» — 288 часов, включая 98 часов практики. Мало это или много — судить выпускникам. Ольга Ракова, например, сетует: «Знаний о современных строительных материалах в университете даётся недостаточно, спастись можно только благодаря собственному любопытству, самообучению, посещению выставок. По моему мнению, это большой пробел в подготовке специалистов, готовых выходить в профессию».

Между тем, «отраслевые» конкурсы, число которых год от года растёт, выполняют свою миссию, готовя перспективные кадры, в том числе, для успешной реализации продукции компаний-производителей. Не будем упускать из виду, что солидные компании не оставят архитектора-дизайнера без технологической поддержки в его практической деятельности, помогая обеспечить, например, экологическую или пожарную безопасность применяемых в проекте решений. И всё же меркантильная сторона отступает на второй план, когда речь идёт о преданности выбранной профессии (в том числе, в условиях кризиса). А призовые поездки в живописную Италию — они только подогревают творческий интерес к настоящему архитектурному дизайну с приветливым керамическим лицом (или искренним сердцем?)


В заключение прошу простить за субъективное освещение события. Однако все вместе до 15 декабря мы сможем выбрать на сайте конкурса ещё одного — нашего общего призёра, который в сентябре 2020 года также отправится в керамическую Италию…

И ещё — сердечная благодарность Ларисе Маливановой — обаятельной ведущей этого и иных информационно-архитектурных событий, бессменному лидеру сплочённого коллектива ИД «Строительный Эксперт».

К.М.Савкин


Реализованный проект «Административное здание в г. Пенза» — 1 место в номинации «Керамогранит на фасадах» — Андрей Пшеничный, архитектор ООО «СтройКомплексВолга», г. Самара.

 

Реализованный проект «Квартира в ЖК Union Park» — 1 место в номинации «Керамогранит в интерьере жилых зданий» — Андрей Стубе, Надежда Каблукова, АБ «Андрея Стубе», г. Москва.

 

Реализованный проект «Houston Dental Desing» — 1 место в номинации «Керамогранит в интерьере общественных и коммерческих зданий» — Дмитрий Дубровский, ООО «КИДБЮРО», г. Санкт-Петербург.

 

Проект «Интерьер конференц-зала в системе музея» — 1 место в номинации «Студенческие проекты» — Ольга Ракова, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (ННГАСУ), г. Нижний Новгород.

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о