Общество

От Ж.Кальвина до Р.Флориды

В современной социально-политической и культурфилософской литературе прослеживаются генетические связи между кальвинистской доктриной предопределения, социал-дарвинизмом и представлением об американской исключительности, теорией креативного класса и буржуазной богемы. Выстраивается эволюционная цепочка от Ж.Кальвина и Т.Мальтуса к Э. и Ч.Дарвинам и — далее — от Ф.Ницше и Ч.Спенсера к Р.Флориде и Д.Бруксу.

Из доктрины предопределения следует, что есть люди богоизбранные и есть грешные: первые получили свое спасение не за заслуги или святость, а по произволу Бога, вторым же и помогать нет резона, ибо они обречены на погибель согласно промыслу Божьему. Отсюда богатство выступает символом святости, а бедность — символом проклятия. Следующая реперная точка на пути развития данной идеи — разделение людей на недочеловеков и сверхчеловеков, тех самых «белокурых бестий». То есть от веберовского духа протестантизма к закабалению и безжалостной эксплуатации богоизбранными как нижних социальных страт, так и покоренных народов, к национальной идентификации и расовой переписи, наконец, к массовому геноциду.


Жан Кальвин / last.fm

Когда-то эта человеконенавистническая идеология находила проявление, в том числе, в пространственной организации населенных мест. Так, английский экономист и священник по совместительству Т.Мальтус писал в книге «Опыт закона о народонаселении»: «Вместо того чтобы проповедовать среди бедняков необходимость соблюдения чистоты, мы должны поощрять как раз обратные привычки. Надо делать в городах более узкие улицы, перенаселять дома и способствовать повторению эпидемии чумы. Необходимо строить деревни близ непроточных водоемов и особенно способствовать заселению болотистых и вредных для здоровья мест».

Сегодня — понятное дело — такое и в страшном сне не приснится. Например, автор теории креативного класса, сооснователь CityLab Р.Флорида предлагает диаметрально противоположные урбанистические меры, которые должны предотвратить повторное заражение ковид-19: «Велосипедные дорожки должны быть расширены и лучше защищены, а программы совместного использования велосипедов и скутеров должны быть доработаны и расширены на случай коллапса общественного транспорта. Возможно, также потребуется расширить тротуары, особенно в многолюдных деловых и коммерческих районах, чтобы обеспечить необходимое социальное дистанцирование».

Тем не менее тот же Р.Флорида в своих последних работах вынужденно признает, что именно мегаполисы, где концентрация представителей креативного класса оказывается выше, отмечены последовательной эскалацией социальной напряженности и прочих дисфункций в связи с общественным неблагополучием и депривацией, ростом имущественной дифференциации, атмосферой той самой социальной исключительности, процессами джентрификации и т.п.

Так что очевидно, что формы и методы социального управления, в том числе пространственной организации, неуклонно совершенствуются. И лишь эксцессы типа нынешних беспорядков под лозунгами Blаck Lives Matter в Соединенных Штатах, ведомых и любовно унавоживаемых глобалистами и грозящих перекинуться на весь мир, указывают на глубинную связь происходящего с, казалось бы, поросшей быльем кальвинистской доктриной предопределения.

На заглавном фото: Ричард Флорида.
Автор: Дарья Малышева / Inc.

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о