Общество

О связи дизайна и фарисейской традиции

В сети появилась статья А.Халдея «Об одной особенности американского сознания», в которой вскрывается глубинная связь дизайна и архетипики католическо-протестантской культуры, которая, в том числе, проливает свет на то, почему мы в данной области, мягко говоря, не в лидерах.

Автор с первых строк берет быка за рога: «Специалисты по изучению средств манипуляции массовым сознанием давно заметили, что дизайн является главным средством пропаганды либерализма. Если понимать либерализм как совокупность неких ценностных символов, то дизайн — это катехизис этих символов».

Он связывает крах коммунизма, в том числе, с небрежением к дизайну как «следствии господства пролетарского утилитарного мышления, навязанного политической элите и отвергнутого всем населением страны». «У кремлёвских старцев понимание тонких материй было довольно примитивным. Влияние эстетики на власть они не понимали, и всё сводили к контролю над СМИ и силовыми структурами. Их поражение от дизайнеров говорит о том, что можно погибнуть, так и не поняв от чего».

Как четко формулирует А.Халдей, дизайн — это пропаганда ценностей и стиля жизни на основе этих ценностей. По сути, это одна из проекций мягкой силы, работающей лучше «листовок, плакатов и демонстраций», не говоря уже о «лекциях, газетах, дикторах программы «Время» и телеведущих передачи «Международная панорама».


«То, что именно американская реклама первой в мире превратилась в науку массовой манипуляции общественным сознанием, вызвано исторической спецификой США — сплав народов и культур не подразумевал общего политического бессознательного и требовал универсального примитивного кода. Таким кодом стал дизайн»


Автор связывает феномен моды, одним из инструментов которой является дизайн, с деятельностью правого полушария, ответственного за эмоции и образы. А «побеждают не те, кто обращается к логике, а те, кто обращаются к миру эмоций». «Хотя настоящая власть пользуется цифрами, но толпой управляет с помощью эмоций. И дизайн тут — одно из главных средств воздействия».

Далее ученый обращается к американской традиции и одного из ее порождений в лице дизайна, делая сильное заявление: «Американская нация воспитывалась на рефлексах собаки Павлова». И далее: «То, что именно американская реклама первой в мире превратилась в науку массовой манипуляции общественным сознанием, вызвано исторической спецификой США — сплав народов и культур не подразумевал общего политического бессознательного и требовал универсального примитивного кода. Таким кодом стал дизайн».

Автор указывает на нарочитое стремление американцев всё делать напоказ. «Для православной культуры, из которой выросла российская светская культура, любое действие напоказ противно и ассоциируется с мерзостью фарисейства». Заметим, что применительно к православию с его обрядовой пышностью данный тезис выглядит довольно сомнительно. А.Халдей связывает такую демонстративность с тем, что католицизм и особенно протестантизм в своём богословии к Ветхому Завету обращаются чаще, чем к Новому. «А Ветхий завет — это Тора с её регламентом. Принцип иудейского мышления заключается в страхе забыть что-либо из множества регламентирующих предписаний. Демонстрация соблюдения этих предписаний — требование для социализации живущего в обществе Торы». Отсюда значимость внешних проявлений благочестия — в связи с тем, что «древний Израиль был полон внешне похожих, но идеологически и религиозно разных людей, отличить своего от чужого можно было не по лицу и не по одежде, а по проявленным и демонстрируемым нормам поведения».

Со временем эта символика превращается в самодовлеющую ценность. «Показная добродетель стала формой лицемерия и лжи». «По мере дрейфа отколовшегося католицизма и ещё раз отколовшегося протестантизма в сторону иудаизма фарисейские свойства стали содержанием коллективного бессознательного европейских переселенцев в Америку. …На основе фарисейства родилась наука о рекламе и дизайне как языке обращения к эмоциям с помощью инструментов дизайна».

Автор связывает культуру брендов, лейблов, логотипов и комиксов с этой показной — фарисейской — традицией. «Носить одежду с яркими надписями и картинками сейчас признак маргинальности, но весь ХХ век это было символом принадлежности к продвинутой культуре».

Другая очевидная подробность из того же аксиологического ряда — американские приступы фальшивого благочестия в виде наложения правой ладони на сердце под звуки национального гимна или вставание на колено или на колени на публике. «Диктатура сексменьшинств, публичные вставание на колено и руки на груди при гимне — …такие же средства социального дизайна, как покрой одежды и обуви, нашивки на куртках и обводы мебели или автомобилей». Иначе говоря, «дизайн победил всё и стал орудием насаждения единой универсальной политкорректности, а по сути — стандартом социальной рефлексии. Проще говоря — методом дрессировки».

Симптоматично, что эта фарисейская традиция — источник американской системы ценностей — с готовностью подхвачена определенными социальными слоями и в наших пенатах. «Тело не врёт», как говорил Станиславский. Особенно отчетливо это прослеживается на современной Украине, где «бросились подражать американцам в этой надрывной демонстрации благочестия, в которой больше внешнего принуждения к подчинению, чем реального смысла русских и православных по культурным истокам людей».

В заключение А.Халдей замечает: «Едва ли фарисейство вместе с их голубым кодексом будет принято русским культурным кодом, но кто сказал, что их это может остановить?».

На фото: Таймс-сквер в Нью-Йорке, США.
Источник: unsplash.com

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о