Общество

Олег Рыбин — о деградации госуправления

Какие цели преследовала контрреволюция начала 1990-х гг.? Прежде всего, конверсию власти в собственность и возможность передачи ее по наследству. А второе — это упразднение института ответственности. Цепочка следствий тогдашних прогрессивных изменений включает в том числе девальвацию профессиональных знаний и умений. «Специалист не нужен» — это диагноз, а в устах Олега Рыбина, располагающего многолетним опытом работы в системе госуправления, это приговор.

Когда несколько лет назад службу МЧС отодвинули от согласований, заключений и приемки объектов в эксплуатацию, затем инспекторам пожнадзора и санитарным врачам предписали лишний раз не «кошмарить» бизнес плановыми и внеплановыми проверками, генерал МЧС тяжело вздохнул: «пока не сгорим и не отравимся». Как в воду смотрел.

Трагедия в Перми заставила многое переосмыслить заново.

…Есть особая тема перепланировки и перепрофилирования помещений. Реагирование бизнеса на изменение рыночных отношений (потребительский спрос, потоки товаров и услуг и т.д. и т.п.), реконцепция объектов и связанная с этим перепланировка или даже реконструкция — вещь совершенно нормальная и объективная. Более того, эксперты даже рекомендуют делать это каждые 5-7 лет. Кто же за этим смотрит? Оказывается, некому смотреть или почти некому.

Перевод жилого помещения в нежилое или перепланировка квартиры производится по установленной процедуре и контролируется жилищной инспекций и администрациями районов города, в том числе главным архитектором района.

Перепланировка нежилых помещений оказалась в правовом вакууме и относительно бесконтрольна. Надзор в данном случае вроде бы осуществляют архитектор (без полномочий наложений санкций административно-финансового характера), инспектор пожнадзора и санитарный врач. Реализация полномочий двух последних резко ограничена известными постановлениями, а архитектор района (без полномочий) остался последним, кто в оперативном режиме, опытным глазом может заметить нарушения и сигнализировать об этом.

А вот теперь интересный факт — в структуре районных администраций Перми главного архитектора района или руководителя органа, уполномоченного в области архитектуры и градостроительства, нет как такового. Просто нет человека, который отличает ремонт от реконструкции, реконструкцию от нового строительства и т.д., а для этого нужны специальные знания, а не только опыт работы на муниципальной службе.

Кстати, в «Хромой лошади» была именно реконструкция с расширением, и на это требовалось уже разрешение муниципалитета в установленном порядке. Признаков самовольного строительства могли не заметить только «неспециалисты». Так чего же мы хотим? Разрушенная система управления и контроля к другим результатам не приводит.

Пятый год в Нижнем Новгороде нет главного архитектора города. Органы архитектуры города превращены в нечто иное. Кто-то, может быть, и не заметил, но ошибки и последствия этого уже приходится исправлять. Почему пять подразделений областного правительства совместно с прокуратурой и федеральным органом охраны памятников должны целый год трудиться, чтобы нейтрализовать подпись городского чиновника от архитектуры на печально знаменитом керченском самоволе, о котором теперь знает вся Россия?

Почему на исторической территории «Старое Канавино» вместо положенных семи этажей строят 14, а городской департамент архитектуры подготовил разрешение на строительство при отсутствии положительного заключения экспертизы? И опять в очередной раз стройку вынуждены останавливать.

…Не нужен специалист!

Есть расхожая фраза: «Архитектор — это человек, мешающий строить». «Как правильно сказано», — подумают некоторые, а может, и многие застройщики, девелоперы, инвесторы. Но для тех, кто так подумал, мешает строить не только архитектор, но и инспектор пожарного надзора, и санитарный врач, и эксперт в управлении экспертизы, и инспектор госстройнадзора, и вообще все члены государственной комиссии — все мешают.

Вот бы без них без всех!

Готовы ли? Ответственны ли? (Этот опять к слову о собственнике).

А может, по-другому на них на всех посмотреть — на государевых людей, стоящих на страже, отвечающих за безопасность? Да, «в семье не без урода», «паршивая овца все стадо портит», но если в целом, по существу… Почему именно так можно и нужно ставить вопрос? Да всего лишь потому, что подавляющее большинство простых людей не задумываются, «есть ли разрешение». Если мероприятие проводят, значит, разрешено, проверено, гарантировано, потому что надежда на власть и ее контроль в таких простых, бытовых случаях сильна и неистребима, а если и это потерять, будет совсем тоскливо. Для этого необходимо составить и утвердить внятные должностные инструкции, определить права, обязанности, полномочия и ответственность любого чиновника. Неужели это невозможно?

«Немцы придумывают законы, чтобы их соблюдать, а русские — чтобы нарушать». Но это не свобода от закона, а зависимость от него.

«Чтобы стать свободными, надо стать рабами закона», — говорил мудрец, и, кажется, был прав, иначе жить оказывается просто смертельно опасно.

2009 г.

На фото: Олег Рыбин / old.kgainfo.spb.ru

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о