Расселение

Последняя попытка. Омск как географический и смысловой центр хартленда

Вышла фундаментальная статья председателя Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Ю.Крупнова «Перенос столицы России в Омск как интегральный инструмент организации национального рывка и прорыва». Автор обосновывает необходимость решительного пересмотра модели расселения страны, и первым шагом на этом пути мог бы стать перенос столицы в Омск, который должен взять на себя роль географического и смыслового фокуса хартленда. Подробно анализируются предпосылки и перспективы данного мегапроекта, способного вырвать страну из ее нынешнего последовательного и неуклонного движения по наклонной.

Ю.Крупнов приводит статистические данные, согласно которым в 2019 г. Омская область с ее −17,6 тыс. чел. и −12,1 тыс. чел. стала лидером по — соответственно — естественной и миграционной убыли населения. Причин такого положения дел несколько, прежде всего, недофинансирование — бюджетная обеспеченность 1 жителя Омска в 13 раз меньше соответствующего показателя Москвы и в 2 раза меньше Тюмени.

Ключевой проблемой города является невыявленность его миссии в последние полвека. Омск оказывается единственным крупным городом Сибири, который в отличие от Томска, Новосибирска, Тюмени и Кемерово до сих пор не выдвинул яркой программы создания научно-образовательного центра мирового уровня. При этом, как подчеркивает автор, культурно-исторические, географические, инфраструктурно-логистические и человеческие предпосылки у Омска «попросту великолепны».

«Проседание и провал города особенно удивительны на фоне того, что только Омск по своему положению в состоянии сразу и в одной точке нашего колоссального пространства решить четыре фундаментальные проблемы России („Москвы“) и Евразии, имеющие абсолютный приоритет сейчас не только для решительного развития, но и самого выживания страны», — пишет автор.

Первая проблема — гиперконцентрация финансовых потоков, материальных и демографических ресурсов в Московском регионе, расположенном на крайнем западе страны и нуждающемся в «размосквичивании», о чем Ю.Крупнов говорит с начала 2010-х гг.

Вторая проблема — полноформатное возвращение России в Центральную Азию, где «в географическо-пространственном плане и будет решаться судьба страны как ядра «Большой Евразии». Омск может и должен стать ключевым узлом меридианного коридора развития Индийский океан — Северный Ледовитый океан. «Пока Россия не вернётся в Центральную Азию во всей мощи своего цивилизационного созидания и строительства, она будет находиться на прогрессирующей грани распада примерно по Уралу, т.е. своей очередной крупнейшей геополитической катастрофы — возможно, уже последней», — жестко формулирует автор.

Третья проблема — создание центра собирания Большой Евразии, своего рода «системного интегратора» и «точки опоры» евразийского материка, главного транспортно-логистического гиперхаба, определяющего геометрию пространства Евразии. Для чего необходимо построить мульти-инфраструктурный узел-аэрополис Фёдоровку (проект еще позднесоветского времени), а также реконструировать и восстановить Иртыш как водную магистраль первого класса.

Наконец, четвёртая проблема — организация в стране спасительного для русских и России рывка и прорыва, что неоднократно обозначал в своих выступлениях Президент России. «Однако рывок невозможен в рамках привычных и инерционных логик и рассуждений. Для рывка требуется мощное планетарное действие, причём относительно простое в восприятии. И таким действием сегодня может быть только и исключительно перенос столицы России в Омск», — настаивает Ю.Крупнов.

Омск занимает уникальное местоположение, которое имеет все шансы стать базой для неожиданного рывка и прорыва как страны в целом, так и самого города, стать полноценным и главным для России месторазвитием, — подчеркивает ученый. Он выделяет три фактора, обусловливающие обозначенную перспективу.

Первый — это расположение Омска на 73-м меридиане по оси Нур-Султан — Омск, сопрягающей Арктику и Севморпуть, Западную Сибирь с Центральной Азией и Индийским океаном. Главной задачей этой оси является формирование нового макрорегиона Новый Средний Восток, стабилизирующего Центральную Азию и обеспечивающего создание дополнительного планетарного центра генерации богатства.

Второй — это потенциал Омска как мульти-инфраструктурного плацдарма, объединяющего материковые и планетарные опорные магистрали — железнодорожную, трансполярную авиационную, речную, опирающуюся на транснациональный Иртыш, трубопроводную и продуктопроводную (нефтепереработка и нефтегазотранспортировка). Как указывает Ю.Крупнов, здесь драйвером может и должно стать вынесение аэропорта в район Фёдоровки с созданием главного грузового хаба всего евразийского материка и аэротрополиса, создающего новый район общего развития Омска. Принципиальное значение при этом имеет реализация проекта реконструкции Иртыша и создания Иртышско-Обской глубоководной магистрали от Китая до Северного морского пути в составе транспортно-энергетической водной системы (ТЭВС) Евразии. При дополнении этой магистрали строительством Трансуральского водного пути протяжённостью в 1534 км, соединяющего через Чусовую Каму и Иртыш, т.е., по сути, Волгу и Сибирь, делая Омск морским портом, городом 6 морей.

Третий — это своевременный перехват Омском формирующегося в настоящее время запроса на перенос политической столицы России из Москвы за Урал, в Сибирь. Уникальным плюсом месторасположения Омска является его прямая соотнесённость со столицей Казахстана Нур-Султан (расстояние — 633 км), что задаёт уникальную возможность формирования евразийского двустоличья, связывания двух новых национальных ядер в единую пространственную интеграционную платформу.

Ю.Крупнов предлагает разместить столичный федеральный округ на территории нынешнего — передислоцируемого — аэропорта. Тем самым новая столица интегрируется в состав исторического города, располагаясь на противоположном от городского центра, левом берегу Иртыша. Омск находится в степи, на плоской незаболоченной равнине, что обусловливает наличие резерва для последующего роста. Расстояние до будущего аэропорта Фёдоровка — порядка 30 км, при прокладке спецтрассы и линии аэроэкспресса доступность столичного ядра составит 10-15 минут.

Помимо собственно столичных функций автор формулирует направления производственной специализации Омска. В случае формирования гиперхаба с выходом на Арктику и Центральную Азию задачей Омска станет стягивание на себе транспортных потоков, расширенное втягивание их для целевой энергичной «раздачи» на запад и восток. Как полагает Ю.Крупнов, под это потребуется создание в оппозицию Алма-Аты финансово-цифрового центра Евразии, что возможно только с помощью приглашения нескольких передовых финтеховских групп для создания денежной системы Евразийского экономического союза и соответствующей системы цифрового планирования.

Омск становится форпостом форсированной реиндустриализации страны и завоевания мирового градостроительного лидерства. Традиционно промышленный Омск и область могли бы стать центром российского транспортного машиностроения, создающего все виды транспорта для Сибири, Арктики и Центральной Азии.

Вторым видом экономической специализации Омска и области могло бы явиться проектирование и строительство мульти-инфраструктур, т.е. интегрированных инфраструктур (транспорт, энергетика, телекоммуникации, культурная, социальная и научно-образовательная инфраструктуры, цифровые интегративные оболочки и др.). В качестве фарватера рывка и прорыва, — настаивает Ю.Крупнов, — следует определить разработку и экспорт критических инфраструктур и мульти-инфраструктур в Латинскую Америку, Африку, Центральную и Юго-Восточную Азию при одновременном инфраструктурном перевооружении собственной страны. «То есть зарабатывать инфраструктурами в мире, а тратить у себя».

Третье направление омской реиндустриализации — создание индустрии проектирования и застройки «умных» городов. В понимании автора, «умные» города решают ключевые социально-экономические проблемы, а не приукрашивают скучную жизнь. «Омск имеет все возможности стать мировой столицей в этой возникающей на наших глазах индустрии новых городов. И лучшей практикой для этого станет перепроектирование Омска как новой столицы России». Среди предпосылок сибирской градостроительной революции Ю.Крупнов называет наличие уникального ресурса в лице ИТП «Град» — одной из лучших отечественных градостроительных компаний.

Автор отдает себе отчет в том, что перенос столицы требует тектонического сдвига общественного сознания в элитах страны и Омска. И целенаправленно работает над этим, инициируя обсуждение перспективы превращения Омска в axis mundi, новую «ось мира», центральную часть русско-российской евразийской цивилизации в соцсетях, регулярно выступая в СМИ и пр.

В заключение он кратко намечает финансово-экономические основания заявленного мегапроекта, попутно отсылая к сверхзатратам последнего времени, связанным с обслуживанием Олимпиады в Сочи, мундиаля и пр., не говоря уже о вывезенного из России в постсоветские десятилетия, по самым скромным оценкам, $1 трлн. По его оценкам, строительство новой столицы по факту является чрезвычайно прибыльным делом. «Одно строительство полторы сотни посольств в новом городе, помноженное на перенос счетов ведущих госкорпораций, с лихвой покроет затраты». Однако главное состоит в том, что Омск выступает федеральным пилотным плацдармом под решение ключевых проблем страны, что даст возможность получать долгосрочный инвестиционный ресурс сроком от 10 до 25 лет. Речь идет о создании нового образцово-показательного «очень умного» города, перенос и трансфер технологий из которого позволят преобразовать всю страну.

Таким образом, Ю.Крупнов по факту предпринимает отчаянную попытку удержать страну на краю пропасти, вывести ее из геополитической и геоэкономической ловушки — надо заметить, вторую в своей биографии. Однако если первая, предпринятая им в конце 1980-х гг., перед самым обвалом Советского Союза, по сути, не имела под собой какой-либо внятной альтернативы, теоретического обоснования и перспективного видения, то нынешняя оказывается тщательно взвешенной и просчитанной — пусть и не до рубля, геостратегически и социально-экономически фундированной. Актуальность выдвинутой концепции возрастает в свете прогноза С.Переслегина, озвученного по следам прихода к власти в Соединенных Штатах демократической партии, относительно загиба дуги нестабильности вокруг российских границ, тянущейся от Прибалтики до Центральной Азии, в направлении Поволжья, Южного Урала и Южной Сибири.

К сожалению, слишком много шансов, что представленный мегапроект постигнет судьба первой — еще юношеской — инициативы. Однако этот труд не может кануть в небытие — не исключено, что он окажется востребованным уже в иных социально-экономических условиях…

На фото: Русская перспектива в XXI веке / urtmag.ru

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о