Расселение

Расселение в России — в направлении сетевизации?

В журнале AMIT опубликована статья проф. И.В.Тонкого и О.Иншаковой «Стратегии расселения будущего России в контексте динамики тенденций освоения пространства в условиях глобализации». АВ подготовил реферат статьи, а также обратился за комментарием к акад. А.С.Кривову.

 

Авторы дают краткую характеристику процесса становления системы расселения в России. Он охватывает более семи столетий, результатом его явилась опорно-реперная сеть поселений. Советское время отмечено освоением восточных регионов, происходят положительные подвижки в формировании сети расселения приграничных северных территорий страны, начинал функционировать северный транспортный путь.

Последние десятилетия характеризуются следующими тенденциями: сокращением территорий вечной мерзлоты, изменением технологических и информационных возможностей реализации проектных разработок освоения районов с особыми природными условиями, появлением новых мотиваций для освоения считавшихся ранее экстремальными территорий — Крайний Север, Камчатка, Сахалин.

В этой связи нелишне привести одно из основных положений теории исторических техноценозов профессоров Лондонской школы экономики Л.Бадалян и В.Криворотова. А именно — с возникновением очередного техноценоза неминуемое освоение территорий, которые ранее не могли быть освоены с помощью старых технологических пакетов. В рамках наступающего седьмого техноценоза в качестве такой потенциально открывающейся зоны освоения оказывается Северная Евразия. Причем если не сможем ее освоить мы сами — придут более целеустремленные и технологически продвинутые.

Как полагают И.Тонкой и О.Иншакова, сегодня имеются предпосылки освоения внутренних территорий восточных регионов страны, благодаря разведывательным и добывающим компаниям минеральных ресурсов. Вахтовые поселения различных пространственных морфотипов, подчиненные технологическим процессам производства, могут составить основу структуры расселения будущего.

Они останавливаются на развитии транспортно-коммуникационных возможностей — материальной основы пространственных связей. Приоритет отдается воздушному, морскому и речному транспорту. Также они указывают на потенциал надземного транспорта по направляющим, пневмотранспорта, экранопланов и дирижаблей, дронов. Сюда же можно добавить струнный транспорт А.Юницкого, аэроэстакадный транспорт А.Серьезнова, ЭКИП Л.Щукина, не говоря уже о вакуумном транспорте, родиной которого, в действительности, является Россия.

Рывок в этом направлении мог бы содействовать включению России в структуру мировых центров — с перспективой замкнуть таким образом глобальное кольцо расселения широтного направления в Северном полушарии планеты. В этой связи авторы приводят концепцию всемирного линейного города В.Даккета, выдвинутую еще во второй половине 1980-х гг. и недавно пережившую апгрейд.

По И.Тонкому и О.Иншаковой, стратегическая модель территориальной организации расселения будущего содержит три основных функционально-пространственных уровня: сетевую систему расселения с вариантами этапов освоения; формирование комплексной системы транспорта на основе гибкой иерархии уровней доступности; создание городов-кластеров с учетом существующих и вновь образованных поселений на основе производственно-экономических целей социума и особенностей морфологии ландшафта и климата.

Пространственная структура сети строится на основе: сложившихся линейных русел расселения в транспортных фарватерах широтного направления — вдоль северной морской и южной сухопутной границы страны; русел меридионального направления в природно-ландшафтных фарватерах — руслах рек, ландшафтных складках рельефа и т.д., а также модернизация существующей дорожно-транспортной сети; самодостаточных городов-кластеров с благоприятной средой жизнедеятельности — поселений, формирующих опорные реперные точки расселения.

И.Тонкой и О.Иншакова предлагают модель расселения в ее графической версии. Речь идет о пространственной решетке, которая насчитывает несколько уровней. Первый — идеальная пространственная сетка с условным шагом в 1500 км, что соответствует одному временному (часовому) поясу. Второй — многослойная сетка природно-климатических, геофизических, пространственно-расселенческих условий и параметров территории региона. Третий уровень — формализованная сетка-структура транспортно-коммуникационных русел расселения. Последняя содержит: а) три широтных расселенческих фарватера восточных регионов России, два из которых вполне сформировались по периметру границ рассматриваемых территорий на основе транспортных коридоров и имеют перспективу дальнейшего развития; в серединной части территории региона формируется новый фарватер будущего расселения; б) меридиональные русла расселения, корректируемые пространством сложившихся природных фарватеров — гидрографией крупных рек и ландшафтных акцентов; в) опорные урбанизированные точки на основе существующих и новых населенных мест.

Пространственная решетка строится на модулях часовой доступности при скорости движения транзитного транспорта 500-700 км/час с условными параметрами 750 — 375 — 180 — 90 км, что обеспечивает максимально эффективное функционирование производственных и социальных процессов на территориях.

Реализация такой стратегии предполагает вековую метрику — авторы называют 2100 г. Обозначены два главных вектора, вписывающихся в стратегию встречных динамик, а именно: а) строительство и модернизация пространственной инфраструктуры природных и антропогенных фарватеров; б) формирование структуры урбанизированных опорных точек расселения — модернизация, ревитализация сложившихся и строительство новых городов-кластеров.

При этом, как подчеркивают авторы, система расселения будущего обладает всеми уровнями работающих связей — от стратегических магистральных транспортно-коммуникационных русел до структуры «капилляров» — отдельных самых мелких территориальных образований расселения.

В заключение И.Тонкой и О.Иншакова указывают: «Концепция освоения восточных территорий России будущего видится как комплексная прогнозная модель, представляющая модульную пространственную сеть… В этой сети формируются урбанизированные информационно-насыщенные градостроительные кластеры различного таксономического уровня, согласно предусматриваемой пространственно-управленческой иерархии».

 

Комментарий академика А.С.Кривова

Отрадно, что в последние годы в ведущих профессиональных изданиях регулярно появляются работы, поднимающие актуальные проблемы территориального планирования и расселения. Одной из них является статья И.Тонкого и О.Иншаковой.

Авторы прослеживают эволюцию системы расселения в России начиная с Древней Руси. Делается упор на геометрических особенностях расселенческих структур, вырастающих, прежде всего, из логики трассировки перевозок сырья и транспортной инфраструктуры.

Действительно, в наших условиях они сохраняют существенную роль в формировании каркаса расселения. Однако такая ориентация в последние годы, особенно в среде специалистов в области энергетики и минерально-сырьевых ресурсов, приобретает самоценный, самодовлеющий, по сути, характер. Тем самым работая на порочную топливно-сырьевую модель экономики, которая начала складываться еще в 1960-1970-е гг. и в последние десятилетия практически замкнула на себя хозяйственную жизнь огромной страны.

В свете нынешних геополитических и геоэкономических вызовов отход от нее имеет ограничения по альтернативам. В то же время стратегический уровень оценки ближайшей перспективы указывает на то, что в основу расселенческой структуры России должен быть положен дуальный принцип встречного развития: постепенного разрастания лучей и зон сложившихся агломераций и исторических ареалов поселений — с одной стороны. И новых ареалов развития, агломераций—архипелагов, приуроченных к конечным участкам линий транспортировки и узлам переработки сырья, терминалам, портам, логистическим центрам на трансграничных кромках сред «суша — море» — с другой стороны. Это, например, Балтийская Россия, Тихоокеанская Россия — Приморье, интервально-линейный коридор Севморпути и другие.

Размещение точек роста и агломераций-пионеров перехода к новому технологическому укладу необходимо там и там, используя сильные стороны и практический интерес каждого в паре этих встречных направлений. Важно понимать историческую ограниченность сырьевой модели и абсолютную безальтернативность итогового обращения к человеческому потенциалу как исходному источнику и цели развития.

Отсюда — обращение к градостроительному пониманию развития как основному способу сопряжения человеческого, социального компонентов мира и его материальной инфраструктуры. Отсюда и отношение к идеям приоритета градостроительного, расселенческого факторов для долгосрочных проектировок будущего страны и подход к задачам создания инфраструктуры логистики и трансфера сырья как к задачам крайне важным сегодня, но допускающих в будущем вхождение в новые экосистемы производства и жизнеустройства. Конечно же, не исключено развитие иных видов транспорта, в том числе инновационных, о которых подробно пишут авторы статьи.

Поскольку же, как мы видим воочию, чисто инфраструктурно-служебный подход не может остановить отток населения даже из Приморского края, нужны новые инструменты, опирающиеся на формирование способов социальной организации и образа жизни самостоятельного, жизненно-творческого, которые не смогут удовлетвориться обслуживающими функциями. Кстати, индивидуальное жилищное строительство и жизнеустройство своей семьи, своего домохозяйства, о чем я непрерывно напоминаю с 1988 года, позволяет сделать первый шаг на пути внутренней трансформации мотиваций в сторону формирования своей вселенной жизни. Стать одни из существенных источников мутаций сознания, позитивно преобразующих сегодняшнюю поляризацию и нарастающую конфликтность общества.

Иначе говоря, страна и ее градостроительство стоят перед задачей пополнения, обогащения императива развития: способ жизни должен определять рисунок расселения и жизнеустройства, становящихся доминантой не менее важной, чем интересы бизнеса и оптимизации транспортно-логистических связей.

 


Прогноз изменения границы вечной мерзлоты Евразии в XXI веке.

 


Линейный фарватер расселения по периметру границ России: а) перспективная топология развития сети железных дорог в первой половине XXI века; б) модель структуры русла транспорта.

 


Всемирный линейный город Москва-Нью-Йорк: а) линейный город Москва-Нью-Йорк, Модель В.Даккета, 1986 г.; б) линейный город Москва-Нью-Йорк в авторской интерпретации, 2020 г.

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о