Конкурс

Экополис Корсаков — мечты И.Лежавы воплощаются в жизнь?

18 мая информационное агентство ТАСС провело пресс-конференцию в виде моста Москва-Сахалин, посвященную старту международного конкурса на архитектурно-градостроительную концепцию нового градобразования в составе города Корсаков к югу от Южно-Сахалинска. Организаторы конкурса — местные власти и Агентство стратегического развития «Центр» вместе с НИиПИ Генплана г.Москвы.

Конкурсная площадка представляет собой бывшие земли Министерства обороны. Речь идет о строительстве нового грузового порта как главного градообразующего фокуса, а также развитии набора функций — от научно-производственных до образовательных, что вольны предложить сами конкурсанты. То есть Техзадание носит сознательно расплывчатый характер — участники конкурса вовлекаются в формирование образа будущего не только Корсакова и острова Сахалин, но и Дальневосточного региона в целом.

Программа предполагает: предваряющее собственно конкурс исследование самых различных аспектов — природно-климатических, ландшафтных, социологических, экономических, социокультурных с целью подготовки обоснованного конкурсного задания, соответствие проектного решения современным мировым урбанистическим тенденциям, создание человекоразмерной городской среды, два основных конкурсных этапа — отбор 5-ти финалистов и 3-х лауреатов конкурса, общий фонд конкурса, проводимого Корпорацией развития Сахалинской области — 99,5 млн рублей, предусмотрены три первых премии — 6 млн / 4 млн / 2 млн рублей, объявление результатов конкурса приурочено к Фестивалю Зодчество-2021. Озвучены и ТЭПы: к 2030 г. население нового города должно составить 25 тысяч человек, будет построено около 1 млн м2 жилья, то есть жилищная обеспеченность — порядка 40 м2 на человека, планируется создать 15 тысяч рабочих мест, соответственно в экополисе должна быть обеспечена полная занятость.

Какие соображения возникают в связи с запуском конкурса? Прежде всего, к идее устройства в Корсакове грузового порта федерального значения, помнится, постоянно возвращался И.Г.Лежава. Он апеллировал к уникальным геополитическим, геоэкономическим, географическим, природно-климатическим, ландшафтным условиям побережья Охотского моря.

Отрадно, что сегодня российские регионы выступают с подобными инициативами. Однако эти местные проекты не могут не вписываться в объемлющие программы

федерального уровня, которые должны их опережать или, по крайней мере, быть с ними запараллеленными. Такими как, например, организация Северного морского пути. Без обнимающей рамки локальные точки роста не смогут проявить свой потенциал — геостратегический, социально-экономический, социокультурный.

Что касается СМП, то разговоры вокруг данного проекта идут последние пару десятилетий. В 2013 г. временные и финансовые возможности СМП были натурно протестированы и подтверждены — после того, как Си Цзиньпин выступил с программой «Один пояс — один путь». Хотя есть и ограничения: идеологические (наши заклятые друзья на Западе вряд ли поддержат этот проект своим участием), технико-технологические (необходимо построить свой флот контейнеровозов из расчета 3800-7000 TEU в связи с небольшими глубинами пролива Санникова и у Карских ворот, а также с фиксированной шириной пробиваемого ледоколами пути — порядка 52 м, при ширине корпуса современных контейнеровозов на 18-20 тысяч TEU порядка 50 м), наконец, расселенческие (требуется обустроить и оборудовать береговую линию вдоль Северного морского пути, построить поселки, по преимуществу вахтовые, с соответствующей инфраструктурой — предположительно вблизи устьев северных рек, чтобы суда могли заправиться, отремонтироваться и т.п.).

Так что мяч — на федеральной стороне…

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о