Расселение

Синурбия как один из возможных инструментов развития территорий

У российских специалистов по транспорту есть свой ответ на расселенческие и демографические вызовы. Об этом пишет А.Смирнова в статье «Увеличить рождаемость и разгрузить мегаполисы: российские города предложили объединить в треугольники» в Накануне.ру

С первых строк автор фиксирует проблему последних десятилетий, связанную с опустыниванием малых городов России, который «со временем вымирают: их жители уезжают в мегаполисы учиться-работать и не возвращаются обратно». Согласно данным директора НИиПИ городского транспорта г.Москвы «МосТрансПроект» А.Полякова, в 2013 г. в России было 1 тыс. 128 городов, сейчас — 1 тыс. 98. С 1991 по 2013 гг. 801 российский город потерял свое население, переехавшее в основном в крупные города.

По мнению, А Полякова, в качестве одного из вариантов решения проблемы исчезновения малых и средних городов, сокращения населения страны и др. выступает объединение их в т.н. синурбические треугольники. Речь идет об организации дополнительных транспортных связей — по преимуществу скоростных — между равноудаленными друг от друга муниципальными образованиями. В таком случае их жителям «не пришлось бы переезжать ради учебы, работы или лечения: удобства можно равномерно распределить между этими городами».

Со слов А.Полякова, в синурбии три средних города соединены между собой железнодорожной связью в пределах 0,5–1,5 часов езды. «Соединение из трех городов дает новое понятие синурбия. Люди могут жить в одном городе, а отдыхать в другом». Также он в качестве перспективных упоминает средства малой авиации, развитие водных путей и пр.

Удобства деревенской жизни могут совмещаться с комфортом большого города. По мнению доцента МГУ им. М. В. Ломоносова Т.Вархотова, «люди получают возможность жить в счастливых условиях частного дома и добрососедства, и при этом перемещаться на достаточно большой площади в места, где располагается рекреация, учебные заведения, больницы и так далее».

Таких синурбий на карте страны авторы идеи насчитывают порядка 24-25, из которых около 20 в сумме образуют миллионники. Впрочем, они приводят лишь пару примеров: Ярославль — Кострома — Иваново и Махачкала — Каспийск — Дербент. Заметим, что Ярославль — Кострома — Иваново — вкупе это без малого 1,3 млн жителей — это шестой результат среди российских городов.

Ярославль, Кострома и Иваново расположены в 80 км друг от друга. «Но ехать из Иванова до Ярославля — 3 часа 40 мин. Это катастрофически не позволяет связать города и создать из них единую экономическую зону. Электричка из Костромы и Ярославль идет 1 час 50 минут», — говорит А.Поляков. — Однако с запуском «Ласточки» из Костромы в Ярославль, которая проходит это расстояние за 1 час 5 минут, ситуация изменилась: появились много людей, которые работают в одном городе, а живут в другом«.

Авторы полагают, что, соединяя три средних города, мы получаем своего рода один большой. (Единственное замечание: согласно общепринятой классификации, Ярославль с его 600 тысячами является крупнейшим городом, а Кострома и Иваново с населением соответственно 280 и 400 тысяч — крупными. Большие — это города от 100 до 250 тысяч жителей). «При этом он не становится единым в смысле сплошной застройки. Все точки сохраняют свои прелести, включая все то, что находится внутри периметра», — подчеркивает Т.Вархотов.

Авторы уверены, что идея синурбии позволяет сохранить маленькие старые города, обладающие своей самобытностью и историей, но лишенные благ больших мегаполисов. «Соединив три города, где есть разное, мы получаем конструкцию, когда у всех есть все», — считает Т.Вархотов. Развитие транспорта сделало деревни и малые города пригодными для полноценной жизни, — А.Смирнова приводит слова руководителя проекта «Пробок.нет» А.Шумского.

Что для этого нужно? Реконструировать существующую инфраструктуру, в частности, железнодорожную: это дешевле создания новой. Помимо прочего, благодаря реконструкции возникают новые рабочие места, решается проблема занятости — пусть и на короткий период.

Авторы настаивают, что синурбии должны повысить рождаемость: «люди, живущие в собственных домах, охотнее решаются заводить детей». Правда, откуда в предлагаемой концепции взялось предпочтение малоэтажного строительства — не вполне ясно.

А.Поляков приводит вероятную демографическую раскладку: 25% живут в городах-миллионниках, 25% — в синурбиях, 25% — на селе, 25% — в городах рядом с уникальной природой. «В конечном итоге мы мечтаем, что 30% будут жить в мегаполисах, а 60% — в синурбиях. Оставшиеся 10% — в малых деревнях и анклавах самобытности».

Заведующий кафедрой Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета С.Жанказиев замечает, что совсем необязательно ограничиваться треугольником и расстоянием до 150 км. «Порог непринятия решения о поездке в соседний город должен увеличиться на несколько сотен километров… Появилась возможность достигать территорий, преодолевая большие пространства. Раньше на это надо было решиться. Порог непринятия решения был 70-80 км, сейчас решение не ехать принимается при расстоянии 150-200 км. При принятии синурбий порог непринятия решений будет удаляться на несколько сотен километров».

По мнению эксперта, для объединения городов в синурбии нужна государственная программа. «Вершины треугольника должны распределить между собой блага: например, в одном городе синурбии будет университет, в другом — крупная больница».

В заключение автор статьи приводит слова заместителя руководителя Правительства М.Хуснуллина относительно объединения регионов, включая богатые и бедные — к примеру, Еврейскую автономную область и Хабаровский край. Однако, как нам представляется, к синурбии такого рода административные подвижки вряд ли имеют какое-либо отношение.

Что касается самих синурбий, не исключено, что это мог бы быть один — но никак не единственный — инструмент развития российских территорий.

Источник фото: nakanune.ru

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о