Расселение

Как минимум два «но»

В известном блоге «Незыгарь» опубликована статья «О новых функциях вице-премьеров», в которой обсуждается тема формирования новой модели взаимодействия регионов и федерального центра в свете развития института стратегического планирования.
Автор указывает, что наделение вице-премьеров функциями кураторов федеральных округов в части социально-экономического развития означает, что правительство приступило к созданию новой конструкции взаимодействия регионов и федерального центра. Этот формат востребован в связи с необходимостью осуществлять стратегическое планирование для реализации национальных целей.

Отмечается, что принципы стратегического планирования вплоть до последнего времени не применялись. Горизонты бюджетного проектирования были ограничены тремя годами.
Причины, по мнению экспертов, следует искать в лоббистском воздействии на Минэк и Минфин олигархических группировок, в первую очередь, связанных со спекулятивными финансово-сырьевыми операциями. В такой ситуации нарастает неравномерность регионального развития, когда 7-10 регионов (как правило, являющиеся налоговыми резидентурами крупных компаний) оказываются донорами, остальные — получают бюджетную помощь либо закредитовываются коммерческими банками.
Сегодня складывается ситуация, когда 27 трлн руб., предназначенных на нацпроекты, невозможно эффективно реализовать действующей системой ФОИВ и региональных правительств.
По мнению автора, правительство М.Мишустина с целью перейти на принципы стратегического планирования, увязав их с пространственным развитием регионов, формирует новую схему управления. Федеральные округа практически совпадают с географией укрупненных экономических районов СССР, каждый из которых развивался как единый научно-промышленный и аграрный комплекс с экономически оправданной специализацией и в координации с единым народнохозяйственным комплексом. «Однако существовавшая в то время информационно-аналитическая база с низкой производительностью компьютеров не смогла обеспечить полноценную имплементацию важнейших элементов постиндустриального общества в сочетании с идеологическими ограничениями. В нынешних условиях есть технические возможности, и законодательная основа для перехода к стратегическому планированию».
И далее: «Вероятное сопротивление олигархических группировок уже превентивно пресекается через ситуации с введением пошлин на металлургический экспорт и ужесточение ценового контроля. Последние решения правительства о финансовой поддержке регионов создают необходимые стартовые условия для реализации нацпроектов, освобождая бюджеты от кредитной кабалы, сформированной во многом многолетней политикой Минфина, который навязывал субъектам Федерации новые социальные обязательства, не подкрепляя их источниками финансирования».
Автор пишет о создающемся в правительстве триумвирате для реализации новой стратегии. «М.Мишустин и его альтер-эго Д.Григоренко будут осуществлять общий контроль и противодействие возможному внешнему давлению оппонентов, а также гармонизировать интересы центра и территорий.
Белоусов — отвечать за теоретическое и научное обеспечение, а также за достоверность и обоснованность стратегических планов в общефедеральной части. М.Хуснуллин, который резко усилил свой аппаратный вес, возглавив правительственную комиссию по региональному развитию, будет реализовывать стратегию пространственного развития, выравнивая нормативы и обеспечивая устойчивость бюджетов субъектов Федерации».

В связи с вышеизложенным возникают как минимум два вопроса.
Первый — зачастую поверх или внутри федеральных округов реально складываются макрорегионы со своими социально-экономическими, транспортно-логистическими, социокультурными связями. Один из примеров — Санкт-Петербург, Ленингралская, Псковская, Новгородская и Калининградская области. Как быть с этим объективным фактом при закреплении конкретных фигур в лице вице-премьеров за каждым из округов? Как известно, М.Хуснуллин возглавил Южный федеральный округ.

Второй. Да, действительно, этого не отнимешь: М.Хуснуллин — блестящий отраслевой лоббист. Стройкомплекс должен ему памятник воздвигнуть. Однако регионы и отрасли, как правило, оппонируют друг другу, находятся в противоборстве, преследуя различные, в том числе противоположные, цели. Что в каких-то случаях служит стимулом развития. Тем не менее, вряд ли можно совместить несовместимое, скрестить ужа с ежом — имеется в виду совмещение позиций «отраслевика» и «регионала». По-любому придется крест снять либо трусы надеть…

На фото: Михаил Мишустин
Автор: Евгения Новоженина / Reuters

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о