Расселение

Проект «Русский ковчег» как отражение cшибки в верхах?

В августе в сети появился ряд материалов, проливающих свет на заявление министра обороны России С.Шойгу о создании в Сибири нескольких крупных экономических центров и переносе столицы за Урал, сделанное им на заседании Сибирского отделения РАН. Один из них – статья В.Пузырева «Шойгу представит стратегию развития Центральной Сибири. Она предполагает появление профильного вице-премьера и Корпорации Ангаро-Енисейского макрорегиона» [2].

По информации автора «Ведомостей», в настоящее время группа ученых Российской академии наук, в частности, Сибирского отделения РАН, под эгидой Русского географического общества занята разработкой стратегии опережающего развития Центральной Сибири под названием «Русский ковчег» (любопытно, что такое же название имеют недавно обнародованные стратегии развития России, разработанные авторскими коллективами под руководством Ю.Громыко – Ю.Крупнова и В.Аверьянова). Предполагается создание Корпорации Ангаро-Енисейского макрорегиона и появление должностей вице-премьера и полпреда президента по макрорегиону. Известно, что президент РГО, министр обороны С.Шойгу осенью должен представить стратегию председателю Попечительского совета РГО, Президенту России В.Путину.

По сведениям Е.Цоц, автора информационного агентства Regnum, ещё в 2017 г. РГО предоставило грант на разработку концепции стратегии. Были учтены региональные инициативы, в частности, администраций Красноярского края, Хакасии и Тувы: «Енисейская Сибирь», «Нижнее Приангарье», «Байкальский регион». Они опирались в том числе на разработанную и частично реализованную в советскую эпоху межрегиональную научно-техническую программу «Сибирь» [3].

Со слов руководителя рабочей группы по развитию Сибири при РГО, главного экономиста ВЭБ.РФ А.Клепача, план «Русский ковчег» нацелен на создание условий для увеличения населения Сибири, повышение качества его жизни до уровня выше среднероссийского, сбережение природы и др.

В настоящее время вопросы развития регионов Ангаро-Енисейской группы относятся к компетенции целого ряда госструктур при отсутствии единого центра принятия решений. В соответствии с проектом стратегии, профильный вице-премьер должен возглавлять наблюдательный совет корпорации, а полпред — ее правление.

По информации Е.Цоц, стратегия включает несколько манёвров. Демографический манёвр предполагает прирост населения Сибири. Научно-индустриальный — разработку новых месторождений полезных ископаемых и запуск инновационных производств. Транспортный ориентирован на реконструкцию и развитие системы транзитных и внутренних магистралей. Экологический имеет целью создание в Сибири безуглеродных зон и наращивание производства чистой энергии и воды [3].
Особое место в проекте занимает Минусинская котловина, которую до революции называли Сибирской Италией. Здесь природные условия относительно благоприятны, способствуя развитию сельского хозяйства. Слова С.Шойгу о строительстве новых сибирских городов, по-видимому, относятся именно к этой географической точке, которой отводится роль главного плацдарма общенационального прорыва, о чем начиная с середины 2010-х гг. постоянно говорит Президент России.

Как подчеркивает Е.Цоц, проект не ограничивается пределами Ангаро-Енисейского региона. Уделено внимание Алтаю с его аграрным и оздоровительным потенциалом. Речь идет об организации скоростного транспортного сообщения между Омском и Новосибирском. Еще одно направление — развитие Арктической зоны, создание инфраструктуры Северного морского пути. Также говорится о возможном строительстве Трансевразийской железнодорожной магистрали — от Тувы через Западную Монголию и Китай в Индию [3].

Ключевым проектом развития Ангаро-Енисейского макрорегиона является «Транссиб 2.0», предполагающий расширение пропускной способности Транссибирской железнодорожной магистрали и создание порядка 10-и новых особых экономических зон, опорных агломераций, территориально-отраслевых кластеров с высокотехнологичными производствами. Для реализации стратегии в части наращивания инфраструктуры, включая строительство железных дорог в рамках «Транссиба 2.0», необходимо создать отдельную от РЖД управляющую компанию [2].

Развитие промышленности предполагает появление новых сырьевых районов — это добыча нефти в Красноярском крае, золота в Иркутской области и др. Создаются Усть-Кутский и Удоканский минерально-сырьевые кластеры, Улуг-Хемский и Хакасский угольные районы [3].

Одним из кластеров может стать Красноярск – с упором на глубокую переработку сырья и производством товаров с высокой добавленной стоимостью. Норильск, сосредоточивающий производственные мощности, является центром добычи сырья, металлургии и пр. Предполагается развитие вахтового метода работы с постоянным базированием трудовых ресурсов в Красноярске. Согласно стратегии, Томск и Новосибирск принимают на себя роль научно-образовательных центров внутри кластера.

По информации агентства Regnum, объём финансирования в первые годы реализации проекта может превышать 1,5 трлн рублей в год, включая как частные, так и государственные инвестиции. Вложения будут осуществляться в том числе через нацпроекты. Объём направляемых средств из ФНБ оценивается в 150−200 млрд рублей в год [3].
На выходе предполагается рост экономики Ангаро-Енисейского макрорегиона темпами выше 6% начиная с 2025 г., рост численности населения, в том числе за счет переселенцев, с 6 до 8-9 млн человек к 2030 г., улучшение качества жизни и рост доходов, которые к 2035 г. должны превысить средние по стране показатели более чем на 15% [2]. Что повлечет за собой ряд общероссийских эффектов, в частности, восстановление роста ВВП, создание новых рабочих мест, развитие несырьевого экспорта, снижение зависимости от одного центра деловой активности — Москвы [3], или, по Ю.Крупнову, размосквичивание [1].

 

Что обращает на себя внимание?

Прежде всего, нельзя не заметить, что проект «Русский ковчег» разрабатывается в отсутствие сводной Схемы территориального планирования России или СТП в области расселения страны. Можно сказать, при дефиците общего видения развития страны в условиях общепланетарного фазового перехода, включая представление о постлиберальной экономической модели, не говоря уже о ее посадке на территорию. Не считать же таковым принятую в начале 2019 г. Стратегию пространственного развития РФ, которую Совет по безопасности России отказался рассматривать в качестве стратегического документа? В то же время нельзя не заметить, что авторы «Русского ковчега» выходят за пределы макрорегионального видения, просчитывая в том числе отдельные общероссийские последствия и эффекты.

Второе – бросается в глаза появление стратегии практически одновременно – или вслед — с проектом «Агрессивное развитие инфраструктуры» — и вышеупомянутых одноименных концепций Ю.Громыко – Ю.Крупнова и В.Аверьянова, которые оказываются гораздо шире по замаху и охвату, в отличие от первых двух неся в себе метафизические смыслы и культурфилософское измерение. Вряд ли это хронологическое совпадение. Тем более что за всеми этими проектами кроются разные – в том числе диаметрально противоположные — образы будущего и социально-идеологические основания.

Третье — нельзя не упомянуть о неафишируемой разработке стратегии. Как выясняется, в проекте «Русский ковчег» принимали участие в том числе региональные власти. Работа заняла как минимум несколько лет. Судя по всему, в ней не были задействованы проектные организации, специализирующиеся в области территориального планирования и расселения. А ведь в нашей профессии продолжают успешно работать как институции, так и люди, стоящие за Генеральной схемой расселения России, удостоившейся в 1997 г. Государственной премии РФ.

Четвертое – в отсутствие первичных источников неясны ни конфигурация проектируемого расселенческого каркаса, ни принципы и формы расселения, предлагаемые авторами «Русского ковчега». С.Шойгу говорил о трех-пяти городах — от крупных и крупнейших до миллионников. Ясно местоположение лишь одного из них – в границах той самой Минусинской долины, а это, на минуточку, пятно приблизительно 100х200 км. Здесь расположены и 180-тысячный Абакан (Хакасия), и 70-тысячный Минусинск (Красноярский край) (оба города находятся в северо-восточной части котловины, по берегам Енисея), и еще несколько малых и средних городов с населением от 45-и до 75-и тысяч – Черногорск, Саяногорск, Назарово. Вопрос: насколько целесообразно строительство на новом месте, быть может, более разумна установка на придание импульса развития исторически сложившимся, но загибающимся поселениям? О превалирующем формате застройки – архипелажная ли это форма расселения или внятные отечественному девелопменту МКД – остается только догадываться. А ведь за этими урбанистическими форматами стоят образ жизни, а значит – потенциальная возможность приближения будущего либо попятного движения, исторического реверса.

Пятое – среди выдвинутых в вышеуказанных статьях на первый план отраслях промышленности, развиваемых и вновь создаваемых, высокотехнологичные производства видимо отсутствуют – за исключением разве что производства «зеленого» водорода [4]. Понятно, что озвучен далеко не полный перечень, но все же выходит, что ни биотехнологии, ни нанотехнологии, ни аддитивные технологии, ни робототехника, ни другие технологии родом из Шестого ТУ не значатся среди несущих, структурообразующих направлений производственной деятельности. Означает ли это, что упор делается на минерально-сырьевые отрасли и производства первого передела или просто об оборонной промышленности и – соответственно — связанных с ней наукоемких индустриях по понятным причинам умалчивается?

Шестое – если исходить из отрывочных сведений, проект содержит множество перспективных идей: от расширения минерально-сырьевой базы и освоения других богатств Сибири и создания новых точек роста Ангаро-Енисейского макрорегиона, включая акцентированное развитие Минусинской котловины, до усиления Транссиба и создания инфраструктурных предпосылок для развития Северного морского пути. Тем не менее целый ряд недавних разработок остался за кадром – в частности, трасса Трансевразийского транспортного коридора Сабетта – Карачи, альтернативой которому, очевидно, выступает железнодорожная магистраль, идущая от Тувы в направлении КНР и Индии, создание Северного сухопутного пути, дублера СМП, или широтное связывание посредством канала Оби и Енисея (такая связка существовала в конце XIX – начале ХХ вв.). И все же главное то, что центральная идея опережающего развития региона Юга Западной Сибири как геополитического и геоэкономического ядра Нового Среднего Востока, включающего перспективные для нашей страны рынки в лице Ирана, Пакистана, Афганистана и др., насколько можно судить по переложениям в прессе, в «Русском ковчеге» оказывается вынесенной за скобки. Заметим: все вышеперечисленные и другие проектные идеи и предложения присутствуют, в частности, в докладах и изданиях Движения Развитие начиная с 2000-х гг. [1]

Так или иначе, в отличие от захвативших медиапространство установок на Агрессивное развитие инфраструктуры и стягивание населения страны в 25 или 40 агломераций проект «Русский ковчег» определенно отходит от самоубийственной неолиберальной логики. Отправной точкой данной стратегии является декларированная Президентом России без малого десятилетие назад реиндустриализация, а транспортный и расселенческий каркасы исполняют сугубо инструментальную функцию и по факту являются производными от нее. Что, по определению, созвучно устремлениям индустриальной – то есть долиберальной – исторической эпохи. Иначе говоря, существует опасность, что формула «производство для человека», принятая в качестве руководства к действию в 1980-1990-е гг., может быть подменена максимой «человек для производства», основополагающей для конца 1920-х – начала 1980-х гг.

В связи с вышеизложенным предлагается создать при рабочей группе по развитию Сибири при РГО штаб по стратегированию и территориальному планированию Ангаро-Енисейского макрорегиона и Юга Западной Сибири. В его состав должны войти, в том числе, институты и кадры, имеющие значительный опыт территориального планирования – как актуальный, так и, прежде всего, связанный с работой над Генеральной схемой расселения Российской Федерации в 1990-е гг. Одними из первоочередных задач, стоящих перед данной институцией, должны явиться:

  • разработка концепции СТП в области расселения России и соотнесение стратегии развития Ангаро-Енисейского макрорегиона и Юга Западной Сибири с перспективами развития системы расселения РФ;
  • оперативный сбор градостроительной, экономической, демографической, социологической, технологической, логистической, экологической и пр. информации, включая материалы деятельности рекогносцировочной комиссии по определению перспективных точек роста Ангаро-Енисейского макрорегиона (предложение Ю.Крупнова), как основы доработки и корректировки концепции стратегии развития Ангаро-Енисейского макрорегиона и Юга Западной Сибири;
  • подготовка плана мероприятий, включая перечень первоочередных задач, предусматривающего последовательность и координацию научно-исследовательских и проектных разработок, экспертизу, согласование и утверждение ДТП по развитию Ангаро-Енисейского макрорегиона и Юга Западной Сибири, а также концепции СТП в области расселения РФ;
  • составление перечня организаций и лиц с разграничением зон ответственности, сметы НИ и проектных работ, календарного плана и пр., что должно стать основой оперативной работы над стратегией развития Ангаро-Енисейского макрорегиона и Юга Западной Сибири.

В прессе фигурирует 2022 г. как начало строительства нового города в Минусинской котловине. Эти амбициозные планы не могут не основываться на высококачественной ДТП, всесторонне фундированной как снизу – благодаря мощному эмпирическому базису, так и сверху – с опорой на перспективное видение развития системы расселения Российской Федерации и образа будущего нашей страны в целом.


  1. Крупнов Ю. и др. Сибирь — новая Центральная Россия, или как Юг Западной Сибири станет экономическим центром Планеты. Проектно-аналитический доклад. — М., 2013. — 24 с.
  2. Пузырев В. Шойгу представит стратегию развития Центральной Сибири. Она предполагает появление профильного вице-премьера и Корпорации Ангаро-Енисейского макрорегиона. —https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2021/08/09/881379-shoigu-predstavit-strategiyu-razvitiya-tsentralnoi-sibiri
  3. Цоц Е. Ученые разработали мегапроект для Сибири. Он изменит Россию и весь мир? — https://regnum.ru/news/innovatio/3341083.html
  4. Цоц Е. Минусинские плюсы: зачем России новые города? — https://regnum.ru/news/polit/3344699.html

 


(Проектное предложение по совершенствованию топонимики федеральных округов РФ. Автор — А.Радзюкевич. Приводится в Проектно-аналитическом докладе Ю.Крупнова «Сибирь — новая Центральная Россия, или как Юг Западной Сибири станет экономическим центром Планеты». — М., 2013).

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о