Нестационарная вселенная ТАФ
В середине декабря в галерее «На Каширке» прошла выставка «выцТАФка_21. новогодний ремейк», отсылающая к выставке ТАФ — тогда не мастерской, а студенческого кружка, организованного проф. А.Ермолаевым которая состоялась здесь же 30 лет назад. Она называлась «Да здравствует!» — в пику тогдашней реальности, перестроечному тлену и распаду.
Нынешняя экспозиция являет собой подборку творческих работ бывших и настоящих участников ТАФ, выгороженных в отдельные мизансцены и экспозиционные захватки. Деревянные наборы-постановки самого Палыча, светильники из objets trouves — металл, дерево — К.Шулики и К.Гладкого, доски-анпакетажи Л.Климовой, неоконструктивистский — при этом мягкий, поэтичный, без революционной непреклонности — полиптих Т.Шулики, переложение структур повседневности — от развешенного белья до пластиковых бутылок — на абстрактно-геометрический язык Ю.Кузнецова, кейсы из пропедевтического пространственно-пластического опыта В.Савинкина и архитектурного — В.Кузьмина.
Казалось бы, есть школа ТАФ с ее харизматичным лидером, есть идеологические принципы, задающие определенный творческий коридор, есть отточенные за долгие годы методика, алгоритмы, учебные задания. Однако выставка наглядно демонстрирует, что, вопреки распространенному мнению, в ТАФе, наряду с давно пробитым и нанесенным на карты руслом, постоянно появляются новые ручейки, ответвления от мейнстрима. И это не вариации на тему, это полноценные авторские высказывания.
То есть принадлежность школе с ее неизбежными дидактическими правилами и регламентами не является барьером на пути проявления творческой индивидуальности. Причем это касается не только бывших ТАФовцев, давно оторвавшихся от материнского тела и создавших свои архитектурные и дизайнерские практики, но и остающихся в этом кругу.
Сценические постановки, переводящие в театральный язык творчество архитекторов и дизайнеров ХХ-XXI вв. — от К.Малевича и А.Родченко до Ф.Гери, срежиссированные А.Ермолаевым-младшим и преемственно связанные с театром архитектурной формы родом из 1990-х гг., — дополнительное свидетельство филиации и взаимного обогащения идей.
Очевидно, «нестационарная вселенная ТАФ» — это и есть главный месседж выставки.
01.
02.
03.
04.
05.
Фото К.Шулики
Отправить ответ