
Состояние энергетики в России — без прикрас
Статья soiz «В чьих руках рубильник?» живописует актуальное состояние основных фондов в области энергетики и вероятных его последствий для нашей страны.
Вначале автор подробно останавливается на произошедшем в конце января массовом отключении электроэнергии сразу в нескольких странах Центральной Азии — Казахстане, Узбекистане и Киргизии, предположительно связанном с аварией в объединенной энергосистеме. Поселения остались без воды и отопления, наблюдались перебои со связью и интернетом. Причины блэкаута так и остались невыясненными — пострадавшие кивают друг на друга.
Автор комментирует: «Мне всегда современный город казался уязвимым. Слишком многое завязано на электричестве. Современный город можно вырубить, дернув рубильник. И все эти многочисленные цифровые системы — будут парализованы. Но дело не только в технологиях. Как современный горожанин, привыкший к удобствам, поведет себя в чрезвычайной ситуации? Мегаполис, с высокой плотностью населения, как мне кажется, легко превратить в ад».
И далее: «Странное ощущение, что ситуация как-то ползет, раскачивается. То ли по внутренним причинам, то ли ее кто-то раскачивает. Для того, чтобы начались массовые беспорядки в Казахстане, достаточно было скачка цен на газ. А если на продолжительное время погаснет свет, остановится транспорт, перестанет подаваться тепло в жилые дома? И этот ком проблем станет стремительно разрастаться — что тогда может начаться?».
soiz переводит разговор на российскую почву, приводя ряд официальных свидетельств и цифр и указывая, что ситуация с износом электросетевого комплекса России особенно тревожит, так как она грозит возможными техногенными последствиями. «Симптоматично, что за проблемы отрасли в середине 2000-х годов взялся идеолог приватизации — Анатолий Чубайс. Что можно было ожидать от человека, который стал одним из элементов системы криминального капитализма, построенной на обломках СССР? …Поэтому реформа дооформила криминальный сектор и в энергетической отрасли. Тарифы повысились, износ увеличился, аварии растут». В результате износ сетевой и генерирующей инфраструктуры в 1990-х гг. составлял 30-40%, в 2000-х — 50−60%, сегодня в ряде регионов — 90%. В некоторых регионах, в частности, на Северном Кавказе, потери в электроэнергии в сетях в связи с их изношенностью составляют 35% (!).
«Старение оборудования приводит к значительному увеличению потерь электроэнергии при передаче, что в конечном счете отражается в тарифе на электроэнергию. Кроме всего прочего, износ влияет на надежность, количество и масштаб аварий».
«В тариф на электроэнергию закладывается стоимость обновления и реконструкции всех объектов сетевой инфраструктуры, так почему же оборудование не обновляется? — задается вопросом автор. — Видимо, собственники копят деньги на устранение масштабных техногенных катастроф, наподобие той, что случилась в 2009 году на Саяно-Шушенской ГЭС, или просто грабят».
«Проблема очевидна, и она признается всеми, даже правительством РФ. В основном положении проекта энергетической стратегии до 2035 года, опубликованном Минэнерго, сказано, что основным внутренним вызовом ТЭК России является необходимость его глубокой и всесторонней модернизации и преодоления износа инфраструктуры… При реализации стратегии планируется снизить износ основных фондов на 25% по сравнению с 2010 годом. В Стратегии развития электросетевого комплекса России, утверждённой правительством 3 апреля 2013 года, можно прочесть, что последние 20 лет инвестиции на обновление и модернизацию сетей были недостаточными. …Отсутствие должных инвестиций привело к выработке нормативного срока магистральных сетей на 50% и распределительных сетей на 70%. В среднесрочной перспективе планируется снизить уровень износа в распределительных сетях до 50%, магистральных — до 45%. Для сравнения: в странах с развитой сетевой структурой износ составляет 27−44%».
Особо soiz останавливается на программе цифровизации отрасли, в частности, на ее зависимости от импорта. Более 80% отечественных производителей вторичного оборудования для электроэнергетики используют иностранную электронную компонентную базу (ЭКБ), 40% компаний — зарубежное программное обеспечение (ПО). «Редкое использование отечественных ЭКБ и ПО в электроэнергетике создает риски увеличения числа кибератак на российские компании из-за рубежа и возможного отказа работы оборудования, в том числе на фоне текущей геополитической ситуации… С применением иностранного оборудования и ПО связаны два основных риска — это остановка поставок продуктов и их поддержки, а также наличие уязвимостей и специально заложенных средств управления из-за рубежа. …Если хакер воспользуется уязвимостями, то он может частично или полностью вывести из строя промышленный объект. …В то же время слепая замена иностранных поставщиков на отечественных производителей оборудования и программного обеспечения тоже несет определенные риски для отрасли. …План правительства по замене иностранного софта на отечественный провалился: вместо доли в 50-70% отечественное программное обеспечение в госсекторе занимает не более 30-35%».
Автор приводит данные, свидетельствующие о заметном росте кибернападений в последнее время. «Количество кибератак на критическую инфраструктуру (объекты промышленности, госорганы, исследовательские компании) в России в первом полугодии 2021-го увеличилось почти в 2,5 раза по сравнению с 2020-м». При этом менее 14% компаний могут похвастаться высоким уровнем обеспечения информационной безопасности внутри своих организаций. Автор указывает на потенциальные возможности обесточить целые регионы. Не то ли произошло давеча в Центральной Азии, угрожая и другим регионам? «У нас тут под «пандемию» пытаются построить электронный концлагерь. С тотальной системой контроля, с QR-кодами и прочими прелестями. Вот только кто всем этим будет рулить?» — задается вопросом автор.
И в заключение подчеркивает: «Зачем нашим западным партнерам применять против России бомбардировщики или ракеты, если все так для них прозрачно. Дернешь рубильник — встанет все… Россия встает с колен, чтобы упасть на спину»…
Автор фото: Георгий Зимарев / РИА Новости
Отправить ответ