На пороге новой исторической эпохи — необходимо воссоздать Комитет по архитектуре и градостроительству при Президенте РФ
Завершился период 1990-х — начала 2020-х гг., очевидно, один из самых бесславных в истории нашей страны. Специальная операция по демилитаризации Украины и последовавшая за ней санкционная война с Западом подвели черту, в том числе и под архитектурой и градостроительством минувшего 30-летия.
Что ждет профессию в самое ближайшее время? Ответ на этот вопрос лежит, прежде всего, в социально-политической и экономической сфере. Если только мы не станем свидетелями оглушительного краха всей системы мироустройства, которая неудержимо движется к коллапсу, монетарному, экономическому, политическому — и спецоперация на Украине и развязанная «партнерами» экономическая война на уничтожение оказываются лишь одним из триггеров, скорее всего, задолго сконструированным — то МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА как условие возможности выживания страны [1].
А это значит — НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ крупных и средних предприятий. Не исключено, что и малых, на чем настаивают наиболее радикально настроенные эксперты. Тогда как более вменяемые выступают против тотального обобществления, апеллируя к опыту артелей, которые в 1930-1950-е гг. обеспечивали, по разным оценкам, от 8 до 20% ВВП страны. Представляется, что в нашей отрасли частные проектные бюро могли бы обрести статус таких артелей, чего не случилось в сталинскую эпоху. Это не исключает возрождения и поддержки загибающихся крупных проектных институтов, в том числе региональных, которые должны стать государственными. Далее — возрождение института ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ по образцу советского Госплана с его 5-летними и годовыми планами вместо полностью зарапортовавшихся, скомпрометировавших себя институтов майских указов и нацпроектов — речь идет не об индикативном, но о директивном варианте планирования, по крайней мере, на первые несколько лет, которые обещают быть самыми тяжелыми. Институт планирования окажется несостоятельным, если он не будет опираться на институт персональной ОТВЕТСТВЕННОСТИ, как это имело место в советское время. РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ, ставящая целью возрождение электронной промышленности, станко- и приборостроения, машиностроения, авиа- и судостроения, развитие новых высокотехнологичных индустрий — аддитивных технологий, робототехники, био- и нанотехнологий, углехимии и др. ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ — только настоящее, нефейковое, имевшее место последние восемь лет [2].
Социально-экономические трансформации немыслимы вне ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВОРОТА, при том что наличие собственной — не заемной неолиберальной — идеологии входит в противоречие с ельцинской Конституцией 1993 г., писавшейся под диктовку американских советников. Нельзя не заметить, что за последние годы появился целый ряд разработок — от концепции Русского Ковчега авторского коллектива под руководством В.Аверьянова и Ю.Громыко-Ю.Крупнова до более ранней теоретической конструкции Остров Россия В.Цымбурского. Все они полагают Россию как отдельную цивилизацию, которая может и должна выстоять в перспективе лавинообразного обрушения мировой капиталистической системы, куда Россия оказалась вписанной в начале 1990-х гг. в результате поражения в Холодной войне.
В условиях массовой безработицы и прогнозируемого голода должен быть реанимирован институт ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ, имеющий целью реконструкцию и строительство объектов транспортной инфраструктуры, модернизацию инженерных сетей, возведение производственных мощностей, строительство социального малоэтажного жилья. Тем самым государство решает сразу несколько задач — прежде всего, по: 1) минимизации расходов на реализацию проектов общегосударственной значимости в условиях падения цен на стройматериалы и рабочую силу и 2) обеспечению занятости населения. Это позволит в кратчайшие сроки запустить ряд мегапроектов, ранее блокировавшихся, таких как строительство ВСМ Москва — Екатеринбург, Северный широтный ход, мост (либо туннель) на Сахалин и др. Именно строительство предстает в качестве локомотива, способного вывести страну из кризиса.
Неминуем кардинальный пересмотр ПОЛИТИКИ РАССЕЛЕНИЯ, неразрывно связанный как со сменой целеполагания, формированием и утверждением актуального образа будущего, так и становлением новой социально-экономической модели. Предложение министра обороны РФ С.Шойгу о приоритетном развитии юга Восточной Сибири должно стать стартовой точкой работы над пересмотром СПР РФ и разработкой СТП в области расселения РФ, СТП интегративных трансрегиональных комплексов (Сибирь, Нечерноземье, Арктика), СТП отдельных макрорегионов. Без общего видения перспектив развития страны фокусировка профессионального внимания на отдельном локусе, пусть одном из важнейших — бесперспективна. Тем более что сегодня появляется ряд новых вводных — назовем лишь две: первое — это интеграция в российское пространство как минимум ДНР и ЛНР с их развитой угледобывающей и металлургической промышленностью, а как максимум — всей Новороссии с ее портовой инфраструктурой, остатками авиа- и судостроительной, машиностроительной, приборостроительной, оборонной и других отраслей, второе — это решительная переориентация существующих производственно-логистических цепочек с Запада на Восток, прежде всего, Китай, Индию, Иран. В этой перспективе перенос столицы страны на восток (Омск? Новосибирск? район Уссурийска?) получает дополнительное обоснование.
Давно назрел переход от политики гиперконцентрации населения в отдельных миллионниках, крупнейших и крупных городах к АРХИПЕЛАЖНОМУ ТИПУ расселения — организации сети микрогородов со средне- и малоэтажной застройкой, и разрежению заселения сложившихся центров, по А.Кривову. В действительности, имеется в виду ребалансировка всей системы расселения страны. Это потребует смены концепции транспортной инфраструктуры, в том числе строительство автодорог 4 и 5 класса себестоимостью 25 млн руб. за 1 км вместо автомагистралей 1-го класса по 1 млрд руб. за 1 км. Для апробации такой реорганизации транспортной сети требуется выбор пилотных регионов, одним из которых мог бы стать, к примеру, город-архипелаг Владивосток, по предложению А.Кривова [3].
Необходим ОТКАЗ от искусственно идеологизированной в 2010-е гг. гиперактивности в области БЛАГОУСТРОЙСТВА российских городов. На самом деле, людям прежде всего нужны новые рабочие места, исправно функционирующая транспортная, инженерная и социальная инфраструктура, качественное жилье, а не клумбы с лавочками — данный приоритет замыкает этот перечень. Надо отдавать себе отчет, что мы живем в условиях недоразвитой, худосочной транспортной сети, под дамокловым мечом веерных техногенных аварий — изношенность всех без исключения инженерных систем, от теплоснабжения и канализации до очистных сооружений, составляет по стране 70-75%, подмены социального жилья его многоэтажным железобетонным эрзацем, продолжающихся деградации и разорения промышленного комплекса страны.
Крупные девелоперские и строительные компании, которые сменят частнособственнический статус на государственный, должны быть ПЕРЕОРИЕНТИРОВАНЫ со строительства многоэтажного коммерческого жилья в ограниченном количестве избранных городов на возведение производственных мощностей и социального малоэтажного жилья, в том числе в малых городах и сельских поселениях. Для чего необходимо в самое ближайшее время актуализировать и разработать пакет градостроительной документации, соответствующий современным реалиям, включая расширение нашего социопроизводственного потенциала за счет новых территорий на западе и юге и переформатирование транспортно-логистического каркаса в соответствии с современной геоэкономической рамкой.
Доминирующее железобетонное строительство МКД, поддерживаемое и консервируемое строительным лобби, должно уступить место широкому СПЕКТРУ СТРОЙТЕХНОЛОГИЙ, среди которых имеют право если не на жизнь, то на эксперимент такие экзотические, как строительство малоэтажных домов из соломенных блоков, геокара и др., которые были искусственно вытеснены в предыдущий исторический период [4].
Спецоперация на Украине и углубляющийся экономический кризис вывели под свет юпитеров целый ряд высокопоставленных лиц, деятельность которых сегодня представляется не только ОШИБОЧНОЙ, но и ПРЕСТУПНОЙ. Это и подъем ставки рефинансирования до 20%, запретительных как для развития экономики, так и для рынка недвижимости, и вывоз в Лондон за последние два года 560 тонн золота, и размещение золотовалютных резервов страны на Западе, где они работали на вражеские экономики, финансируя приготовления наших партнеров к войне с РФ, теперь же от 360 до 400 млрд долларов оказались замороженными, на самом деле, конфискованными. Не говоря уже о преступлениях на заре неолиберальных реформ — от приватизации и залоговых аукционов до дефолта.
В проектно-строительной отрасли подобным деянием предстает многолетнее целенаправленное стягивание демографических ресурсов в ограниченное количество поселений — миллионников, крупнейших и крупных городов, при опустынивании остального пространства страны. Это делалось вопреки основным положениям Стратегии национальной безопасности РФ, вопреки неуклонно нарастающим с 2007 г., со времени мюнхенской речи Президента РФ, военно-стратегическим угрозам и рискам. Другой ошибкой, которая оказывается хуже, чем преступление, является десятилетний перекос отрасли в направлении развития общественных пространств — в ущерб вышеперечисленным приоритетам: от развития транспортной инфраструктуры и реконструкции инженерных сетей до реиндустриализации и строительства социального жилья. Еще один сакраментальный вопрос — выбор в начале 2000-х гг. с подачи определенных интересантов ипотечной модели финансирования жилищного строительства, хотя в мире существуют и другие инструменты, правда, не столь рентабельные для банковского и страхового бизнеса, в частности, институт стройсберкасс. Заметим, что до октября отменены выплаты граждан по ипотеке, аналогичные меры следует ввести и по капремонту, кроме того, требуется обеспечить льготное ипотечное кредитование под ставку в районе 5% годовых. Также необходимо решительным образом пресечь деятельность пятой колонны внутри проектно-строительной отрасли — напомним о ее роли, в том числе, при принятии управленческих решений, в частности, блокировке год назад утверждения Стратегии развития строительной отрасли в РФ. Вслед за Президентом РФ сегодня часто говорится о НАЦИОНАЛИЗАЦИИ ЭЛИТ — так вот НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОТРАСЛИ может рассматриваться как проекция императива национализации элит.
В настоящее время полномочия по управлению проектной отраслью распылены между министерствами и ведомствами — Минэкономразвития, Минстроем, Минкультуры и др. Можно сказать, тело профессии исполосовано линиями разграничения. Насущно необходимо сосредоточить функции управления отраслью в КОМИТЕТЕ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ при ПРЕЗИДЕНТЕ РФ. Стоит задача развития и совершенствования законодательства в области архитектуры и градостроительства: от принятия Закона об архитектурной деятельности до переработки СПР РФ и легитимизации СТП в области расселения и градостроительных зон развития. Инвентаризация имеющихся концепций расселения страны (И.Лежавы, А.Кривова, Ю.Крупнова, Г.Юсина, С.Митягина-П.Спирина и др.) и выбор из этого перечня приоритетных, согласующихся между собой по срокам исполнения и ресурсообеспеченности, а также просчитывающих возможности переноса столицы Российской Федерации вглубь территории страны, должны стать первоочередной задачей, стоящей перед новой организационной структурой.
PS Мы отдаем себе отчет в утопичности вышеуказанных предложений. Однако утопичны они в существующей властной рамке…
Дмитрий Фесенко
1. См., например: https://www.youtube.com/watch?v=5honN5jLAKc&list=PL2zbO1Ks2ovy2GE0KL2rCI5ARrnvgZWDJ&index=1
2. См., например: http://youtu.be/Ef7_FWB50p4
3. Фесенко Д. Человек и модель расселения. Советский и постсоветский опыт / Постглобальная перспектива // Архитектурный Вестник, М., 2020, № 4-5, с.78-79.
4. Фесенко Д. Современная архитектура и строительство // Атлас истории зарождения и развития строительного комплекса Государства Российского. — М., Интергруп, 2016, с. 14-87.
Отправить ответ