С выставки «Портрет художника в марте» в МАрхИ
В Белом зале МАрхИ открылась выставка зав. кафедрой «Дизайна архитектурной среды», проф. Татьяны Шулика «Портрет художника в марте». Концепция выставки, структурированной по тематическим блокам — в развеске и сгруппированным в пространственные мизансцены: от «Неосязаемого» и «Возвышенного» до «Материально-предметного» и «Цвето-структурного», выполнена учителем Т.Шулика проф. А.Ермолаевым.
Экспозицию отличает многожанровость, характерная для ТАФ-мастерской — от живописи и коллажа до поэзии и фотографии. Сценическая составляющая на этот раз уступила место двум последним.
О художественной манере Татьяны — абстрактном геометризме родом из конструктивистских 1920-х, смягченном женственной пастельностью цвета, нерадикальностью формы и — нередко — бытовыми сюжетными привязками, АВ писал неоднократно. Но вот что для нас стало откровением, так это несколько непостановочных фотоэтюдов руки Т.Шулика, вошедших в экспозицию.
Они посвящены свету, культуролог бы сказал — мистерии света, а именно — присущим ему драматургической и поэтической составляющим. В истории современной архитектуры есть несколько великих имен, для кого свет играет определяющую пространство- и формообразующую роль. Это Л.Кан и К.Скарпа, Т.Андо и П.Цумтор. Интуиция света пронизывает их произведения, уводя внешнюю, формально-пластическую составляющую на задний план.
Фото Т.Шулика — как раз об этой возвышающей силе света, выбивающей повседневность из привычной пространственно-временной метрики. В этих работах — естественных, неотфотошопленных — прорезающий пространство световой луч сразу же опознается как нездешний, родом не из наших широт. Да, это столица острова Крит Ираклион и город Пореч в Хорватии: фоновая застройка в первом случае, раннехристианская базилика — во втором, благодаря свету — вряд ли мартовскому, скорее — июльскому, а также прозорливости фотохудожника поднимающиеся до общекультурного звучания. Невозможно не проникнуться схваченным рукой мастера настроением вкупе с деталями местного быта, создающими, по сути, собирательный образ места и времени.
Пару месяцев назад по поводу декабрьской выставки ТАФ-мастерской в галерее «На Каширке» мы писали о «нестационарной вселенной ТАФ», то и дело появляющихся ручейках, ответвлениях от мейнстрима (см.: archvestnik.ru. 8.01.2022). Помимо множащихся персоналий и творческих манер, это еще и жанровое многообразие, связанное скорее с продуктивным потенциалом ТАФовского арт-реактора, нежели с накатывающими технологическими инновациями.
Т.Шулика
Ветер. Ошевенск. Бумага, пастель.
Мастерская. Ошевенск. Бумага, пастель.
Окно #1, Картон, бумага тишью, коллаж.
Евфразиева базилика. Вход. Хорватия. Фото.
Стулья. Крит, Ираклион. Фото.
Отправить ответ