Память

Памяти А.М.Половникова

В конце марта в ЦДА состоялась выставка памяти А.Половникова, многолетнего руководителя одной из мастерских ОАО «Моспроект». Основную часть экспозиции составляли живописные и графические работы архитектора. Собственно архитектуре был посвящен небольшой раздел, открывающий выставку.

Аркадий Михайлович Половников прошел неоклассическую школу, окончив МАрхИ в начале 1950-х гг. Первая его заметная работа — проект спортивного корпуса Дворца пионеров на Ленинских горах — датируется концом 1950-х гг. Рациональному проектному решению в виде лапидарного стеклянного параллелепипеда, благодаря подрезке как бы парящего над землей, соответствует выразительная минималистская подача, вобравшая в себя технократический дух 1960-х.

Пожалуй, наиболее известным произведением архитектора является Летний каток в Сокольниках (совместно с В.Нестеровым и др.), реализованный в 1966-1972 гг. на месте бывшего открытого катка. Структурная ясность построения здания, подчеркнутая ритмом вертикальных и горизонтальных членений, легкая курватура выступающей кровли, открытый бетон отсылают к эстетике брутализма.

Структурность и лаконизм художественных средств характерны и для более поздней постройки А.Половникова — киноконцертного зала в Бабушкинском районе (1981-1987 гг., совместно с Б.Шапиро и др.). Он простоял лишь три десятилетия, сумел пережить эксцессы раннего капитализма и был снесен уже в 2010-е гг., когда, казалось бы, набирала силу волна приспособления старых советских кинотеатров под современные многофункциональные центры.

Проектные институты не без труда встраивались в постсоветскую действительность. В моспроектовской мастерской А.Половникова начиная с 1990-х гг. строятся самые разные объекты — от много- и малоэтажного жилья до банковских и офисных комплексов. Одна из ранних работ, выполненная совместно с американцами, компанией «Тед Либман», — офисный центр на улице Гашека (1995 г.). Его отличает характерная для того времени двухчастность: 4-этажный корпус выходит на красную линию улицы, поддерживая сложившийся масштаб застройки, более высокая — 8-этажная — часть, благодаря которой набираются основные площади, уходит вглубь квартала. Их объединяет многосветный атриум.

В последние годы, когда архитектор был уже на пенсии, его увлекла тема городов будущего на просторах Сибири, причем это случилось еще до известной инициативы министра обороны С.Шойгу. А.Половников делает упор на транспортные системы следующего поколения, технологические инновации, новые стройматериалы. Образно новые города апеллируют к авторской же концепции середины 2010-х гг. — павильону «Планета Земля» и оставшемуся нереализованным проекту «Тушинская чаша» конца 1970-х гг.

Немногим архитекторам уготована судьба оставаться в профессии долгие семь десятилетий. Аркадий Михайлович Половников — один из них.

На фото: А.М.Половников. Автопортрет.

 


Проект спортивного корпуса Московского Дворца пионеров. 1958-1961 гг.

 


Летний каток в Сокольниках. 1966-1972 гг. Совместно с В.Нестеровым, Б.Шапиро и др.

 


Проектное предложение застройки поймы реки Сходня в Тушинском районе «Тушинская чаша». 1979 г.

 


Киноконцертный зал в Бабушкинском районе Москвы. 1981-1987 гг. Совместно с Б.Шапиро, Л.Сотской и др.

 


Административное здание на улице Гашека. 1995 г. Совместно с компанией «Тед Либман», США, и В.Соловьевым.

 


Концепция павильона «Планета Земля». 2014 г.

 

Концепция городов будущего в Сибири. 2021 г.

 

Концепция городов будущего в Сибири. 2021 г.

 


Концепция городов будущего в Сибири. 2021 г.

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о