
О перспективах развития территории завода «Азовсталь» в Мариуполе
Сегодня все чаще специалисты обращаются к вопросу восстановления разрушенных поселений Украины после окончания СВО. В частности, профессор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого И.Буторина в статье «Скрываться на комбинате «Азовсталь» можно очень долго» раскрывает ряд важных обстоятельств, проливающих свет на целесообразность возрождения металлургического комбината.
Надо заметить, что автор — специалист в области чёрной металлургии и экологических проблем металлургического производства — до переезда в Россию жила и преподавала в Мариуполе.
Завод «Азовсталь» — это детище московского института «Гипромез». Он мало чем отличается от остальных предприятий металлургической отрасли. Заложен в 1929 г., задумывался как Южная Магнитка. В 1933 г. запущена первая домна. Сначала комбинат производил чугун, позднее появился мартеновский цех, где выплавлялась сталь, потом — прокатные цеха, выпускавшие рельсы. В 1960-е гг. был заложен прокатный стан 3600, где катали толстолистовой металл для производства трубопроводов и нужд судостроения.
«Азовсталь» расположен в нескольких километрах от центра города, по сути, экранируя его от береговой линии. В этом месте еще в конце XIX в. хотели построить завод бельгийцы, но из-за неблагоприятной розы ветров тогдашняя Дума отклонила это предложение. А вот другой металлургический завод, который в советское время получил имя Ильича, был построен в 1896 г. к северо-востоку от нынешней «Азовстали», на другом берегу реки Кальмиус.
Как подчеркивает автор, «Азовсталь» стал источником экологического бедствия для города, который был основан еще в конце XVIII в. и перед февралем 2022 г. недотягивал до полумиллиона жителей (в 1989 г. в тогдашнем Жданове проживало более 500 тыс. человек). Преобладающие в Приазовье восточные ветры регулярно накрывали город заводскими выбросами.
Фото: azovstal.metinvestholding.com
Завод, как и многие другие предприятия советского времени, был обеспечен бомбоубежищами. На металлургических комбинатах сеть коммуникаций проходит под землёй. Предусмотрены газоходы для эвакуации дымовых газов. По непроверенным данным, подземный тоннель соединяет «Азовсталь» с заводом Ильича.
В позднесоветское время чуть ли не впритык к заводу были возведены 5- и 9-этажные жилые дома. В настоящее время они практически разрушены.
В начале Великой Отечественной войны оборудование завода было частично вывезено на восток страны. Система водоснабжения была взорвана подпольщиками. Город находился в руках гитлеровцев целых два года. Перед отступлением они подорвали домны. Однако после освобождения комбинат восстановили в течение нескольких лет. Достижением научно-технической мысли стала центровка пострадавших доменных печей.
В постсоветское время комбинат перешел в руки украинского олигарха Р.Ахметова. Производство сохранилось, хотя объемы выпускаемой продукции уменьшились вдвое — в 6 до 3 млн тонн в год.
Что касается перспектив восстановления комбината, то ещё в 1980-х гг., по свидетельству И.Буториной, экологи предлагали снести завод и устроить на его месте приморскую курортную зону. Но тогда коммерческие интересы возобладали.
«Теперь его уже почти снесли в результате военных действий, — говорит И.Буторина. — И раз уж так получилось, то в условиях переизбытка производимого металла комбинат можно снести совершенно безболезненно. Если нужно, то там лучше построить машиностроительный завод. Это как раз то, чего в России не хватает. … Уверена, что восстановление нерентабельно. Моё мнение не единично. Глава ДНР Денис Пушилин тоже говорил, что завод Ильича восстановим, а с «Азовсталью» надо подумать из-за экологических проблем».
Очевидно, с этим можно согласиться: градостроительные ошибки надо исправлять — с той оговоркой, что заводские сооружения фрагментарно можно было бы сохранить, приспособив их под культурно-рекреационные цели с музейной составляющей. В мировой архитектуре подобный богатый опыт имеется — чтобы далеко не ходить, можно вспомнить осуществленный проект преобразования территории Рура с его бывшими металлургическими и сталелитейными комплексами, не менее фактурными и выразительными, чем мариупольская «Азовсталь».
Помимо всего прочего, сохраненный фрагмент комбината «Азовсталь» мог бы стать носителем исторической памяти — как о советском, так и постсоветском прошлом, включая современную историю завода, превратившегося, по сути, в цитадель украинского нацизма, любовно взращивавшегося на протяжении послесоветских десятилетий нашими западными партнерами.
На фото: снимок со спутника территории завода «Азовсталь», 9 апреля 2022 года.
Автор: Maxar / Getty Images
Отправить ответ