Транспорт

Северный широтный ход получает волшебный пинок от Президента РФ

13 апреля на совещании по развитию Арктической зоны Президент РФ недвусмысленно указал, что проект Северный широтный ход имеет важнейшее значение для страны. После полуторадесятилетних проволочек было дано поручение приступить к строительству ж/д магистрали в 2022 г.

В этой связи необходимо остановиться на перипетиях вокруг сначала, в 1947-1953 гг., Трансполярной магистрали, а уже в наше время — СШХ. Мы опираемся на статью С.Осипова «Не только Восток. Шире шаг: Россия идёт на Север».

В сталинское время строительство Трансполярной магистрали имело военно-стратегическое значение — в то время о нефтегазовом потенциале севера Западной Сибири еще не было известно. До смерти Сталина успели построить два отрезка общей длиной более 400 км — из порядка 700: это Чум -Лабытнанги и Новый Уренгой — Надым. После чего стройка была остановлена.

К идее вернулись в 2000-е гг. — теперь уже в качестве одной из предпосылок развития главного нефтегазового региона РФ. Цель — интеграция Ямало-Ненецкого автономного округа с Уралом, Центром и Югом России, а главное — поддержка и усиление объемлющего мегапроекта — Северного морского пути. Особое место занимает отход от островной структуры расселения к линейной как вследствие появления СШХ.

Начиная с середины 2000-х гг., когда было принято решение о реализации проекта СШХ, неоднократно менялась его институциональная основа. Сначала предполагалось финансировать стройку из средств РЖД, В середине 2010-х гг. была возведена автомобильная часть моста через реку Надым. Затем модель сменилась в пользу ГЧП, позднее — концессии.

Но дело практически не сдвинулось с мертвой точки. Нефтегазовые компании предпочли инвестировать в развитие портовой инфраструктуры на арктическом побережье, прежде всего порта Сабетта, с перспективой поставок СПГ посредством танкеров ледокольного класса европейскому потребителю. Строительство СШХ тихо спускалось на тормозах крупным бизнесом при поддержке высшего чиновничества, которого напрягала стоимость разработанной в 2014 г. и утвержденной спустя два года схемы строительства СШХ в объеме 290 млрд рублей.

Будущая взаимоувязка СШХ с СМП, интеграция Ямала с Северной (через станцию Обская) и Уральской (через станцию Коротчаево) железными дорогами, синергетические эффекты развития — от Коми и Таймыра до Красноярского края и Урала, разработка ряда существующих месторождений: Восточно-Мессояхского, Южно-Тамбейского, Ярудейского и Новопортовского, а также освоение новых — не принимались в расчет. Даже прогнозы экспертов об увеличении годового ВВП страны на несколько процентов (!) вследствие запуска СШХ не способны были развернуть ситуацию.

Лишь СВО и последовавшие санкции со стороны наших партнеров на уничтожение РФ, смена вектора с Запада на Восток стали мощным толчком к изменению отношения к мегапроекту. Сразу возникли плечистые фигуры зарубежных интересантов поставки российских угля и нефти в лице Китая и Индии. Помимо прочего, КНР неоднократно выказывала интерес к развитию СМП как одного из маршрутов проекта «Один пояс, один путь», а СШХ может рассматриваться как первый шаг на пути реализации СМП.

Резюмируя: чтобы ситуация сдвинулась с мертвой точки, необходим волшебный пинок со стороны первого лица. Без этого — никак.

Источник иллюстрации: russiapositiv.ru

 


Схема трассы СШХ: Обская – Салехард — Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево, протяженность 707 км, грузовая база 20 млн тонн / yamalpro.ru

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о