ПРИЗРАЧНЫЙ ИДЕАЛ. С выставки Элки в зале Московского Союза художников
В конце мая в зале Московского Союза художников на Кузнецком мосту состоялась выставка «Прямое зрение. ЭЛКА» Ларисы Климовой, псевдоним — Элка, под кураторством проф. А.Ермолаева.
По признанию самих ТАФовцев, Л.Климова — самая плодовитая в их команде. Но главное, конечно, не количество работ, а их многосторонность, охват взглядом художника всего универсума Русского Севера, поэтическое преломление природного, утилитарного, космофизического, рукотворного, естественного, вневременного, пространственного, внеэстетического, бытового…
Экспозиция состоит из несколько разделов:
- «Цветы», помимо неоскудевающей основной темы включающий фирменные доски-анпакетажи с перебором цветов и фактур и старый, родом еще из 1990-х, сублимированный месседж от коров Ошевенска;
- «Атмосфера Ошевенска», где все приметы и предметы: от реки Чурьеги и художественного раскроя лодки до писанной родной сажей печи в бане по-черному, от собора Успения Пресвятой Богородицы и полуразрушенных построек Александро-Ошевенского монастыря до слепка корыта и покореженной металлической крышки от чана — воссоздают образ места, жизни, быта, повседневности, природы, до которой не дотянулся человек;
- «Предметы и формы» — это художественные и смысловые пересечения хозяйской утвари, инструмента, деталей крестьянского быта, и вырастающих из окружения, природного и рукотворного, художественно осмысленных, тех самых предметов и форм;
- «Начало», на материале работ 1980-1990-х гг. — графики, живописи, коллажей — позволяющий проследить логику становления художественного видения автора, осознать связь выхваченных из полотна повседневности отдельных фрагментов и стоп-кадров с художественными наслоениями Р.Раушенберга или «подборами» Л.Невельсон.
Множественность используемых Элкой техник, в том числе уникальных — типа художественной материализации слепков отдельных предметов, не носит самоценного характера. Весь этот арсенал имеет целью ухватывание и предъявление различных граней предлежащей действительности, казалось бы, пройденной вдоль и поперек, но каждый раз открываемой заново. Из совокупности этих слепков, или «следов», в терминологии автора, подробностей и впечатлений, собственно, и возникает искомый образ Русского Севера, предстающего в качестве вероятного — пусть и призрачного — идеала и точки сборки, Града Китежа как альтернативы геоисторическому тупику, в котором сегодня оказалась рушащаяся на глазах, падающая в катастрофу человеческая цивилизация…
01.
02.
03.
04.
05.
06.
Автор фото: К. Шулика.
Отправить ответ