Репортаж

НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛОН. С фестиваля «Архитектурное наследие 2022»

В начале календарного лета (со 2 по 4 июня) Нижний Новгород принимал участников V Всероссийского фестиваля «Архитектурное наследие».

Знаковые архитектурные события страны проходят не только в Москве или Санкт-Петербурге, но и в региональных столицах. В прошлом году организатор, Союз архитекторов России, проводил фестиваль в Калининграде — городе с драматической историей наследия. Нижний Новгород (когда-то Горький) заслужил это право своим ренессансом в начале нового тысячелетия — контекстуальными новостройками местных зодчих и актуализированным вниманием к архитектурному достоянию. Свежий импульс к архитектурно-реставрационным преобразованиям город получил при подготовке к Чемпионату мира по футболу (2018), а затем — к празднованию собственного 800-летия (2021).

В насыщенной культурно-исторической инфраструктуре города для проведения мероприятий были выделены три знаковых объекта, компактно расположенных в Кремле и по соседству:

  • Губернаторский дом Кремля (Нижегородский государственный художественный музей) с его фойе и вместительным Актовым залом;
  • Арсенал Кремля (Государственный центр современного искусства) с Киноконцертным залом и Лекторием;
  • Дом архитектора на Верхне-Волжской набережной.

Программа фестиваля также состояла из трёх частей:

  • Конкурсной, ориентированной на аудиторию архитекторов, реставраторов, дизайнеров, искусствоведов, строителей, экспертов, студентов профильных вузов и колледжей, руководителей субъектов и муниципальных образований РФ;
  • Выставочной, которая включала экспозицию конкурсных работ смотров-конкурсов, выставки «Материалы и технологии» и «Творческие архитектурные мастерские и коллективы», тематические экспозиции;
  • Деловой, собравшей более 100 российских и зарубежных экспертов в сфере архитектуры и реставрации.

«Параллельное» проведение мероприятий не позволяло полностью охватить их содержательное многообразие — методологические, правовые, научно-исследовательские, практические вопросы, затронутые участниками из Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутска и других регионов. Однако участники фестивали находили время и для кулуарного общения, знакомства с объектами Нижегородского кремля, «неожиданных» встреч с коллегами, скажем, из Карелии, Севастополя, Пскова или Республики Северная Осетия — Алания.

Колоритную среду для фестивального общения создавало свежее ландшафтное благоустройство Кремля и прилегающих территорий, в том числе, окских и волжских взлётов-откосов, которые на наш субъективный взгляд, являются уникальной и важнейшей составляющей городского облика (вспомним знаменитую Чкаловскую лестницу). Сегодня на смену иным бетонным лестницам приходят каменные ступени, асфальт заменяет колоритная брусчатка из гранита. При этом традиционное деревянное зодчество продолжает своё развитие, организуя зоны отдыха и общения с помощью малых архитектурных форм — амфитеатров, навесов.

 

 

Средовые объекты, в том числе, мемориальные сооружения, скульптурные композиции — особая часть архитектурного наследия. Этой теме посвятил своё выступление в зале Арсенала главный архитектор города Калуги А.Комов. Содержание лекции «Восстановление монументальной городской среды Калуги» составили калужские объекты эпохи социализма, отреставрированные под руководством докладчика также к недавнему юбилею — 650-летию космического города. Это созданный в начале 1970-х комплекс со стелой Гагарина (скульптор Л.Кербель, архитекторы В.Датюк, Е.Киреев, П.Перминов); мозаичные рельефы на бывшем здании ВНИИМЭТ (авторы Э.Жарёнова и В.Васильцов) и, казалось бы, заурядная, но уже раритетная неоновая вывеска «Храните деньги в сберегательной кассе» по соседству с городской филармонией. Реставрацию других средовых объектов Калуги из представленного «юбилейного ряда» мы довольно подробно освещали на страницах журнала АВ в публикации «Орнамент городского развития», № 6(177)/2020.

Незаурядным событием, привлекшим внимание мэтров и архитектурной молодёжи, стала дискуссия «Архитектор и наследие, свобода и ответственность». Спикеры мероприятия: Н.Явейн (С-Петербург) — академик РААСН, профессор, руководитель бюро «Студия 44» и Н.Тютчева (Москва) — эксперт ИКОМОС, профессор МААМ, руководитель «РеШколы» и бюро «Рождественка», член Экспертного совета по наследию при АУИПИК. Имея за плечами серьёзный опыт профессионального вмешательства в историческую среду, они увлекли эмоциональной полемикой зрителей, доставляя забот модератору —нижегородской коллеге З.Рюриковой, координатору Института урбанистики, председателю местного СА, руководителю проектного бюро DA. Одним из вопросов стало уточнение понятия наследия в контексте современного города, перешедшее в классический спор.

 

 

Подобные мероприятия интересны и полезны тем, что привлекают к обсуждению темы специалистов разных направлений. И здесь, как в известной индийской притче о слоне и слепых мудрецах — из зачастую односторонних мнений и позиций складывалось общее представление об архитектурном наследии в контексте истории и современного городского развития.

Подведение итогов дискуссии было доверено член-корреспонденту РААСН А.Худину, который уже совершал попытку всесторонне «ощупать» этого нижегородского гиганта в преддверии фестиваля, в процессе подготовки «подосновы» для съёмки фильмов об уникальной архитектуре и архитекторах нижегородской архитектурной школы. (Речь идёт о видеофильмах Ирины Коробьиной НАШ — «Нижегородская Архитектурная Школа» — «НАШ Ренессанс» и «Новое время», OpenArch, 2021-2022).

По мнению исследователя, в структуре городского центра Нижнего Новгорода за последние четыре десятилетия сформировались своеобразные «пространства диалога» — территории, на которых объекты современной архитектуры города, взаимодействуя с исторической застройкой, формируют некие прото-ансамбли, обладающие целостностью и взаимосвязанностью. Приёмы и средства обеспечения этой целостности предлагается использовать при дальнейшем развитии нижегородской среды. О своих рефлексиях архитектор рассказывает в статье «Пространства диалога», подготовленной для сборника РААСН.

Что касается глубинных историко-архивных исследований, выполняемых большими коллективами нижегородских специалистов — их серийные публикации высоко оценены фестивальным жюри в рамках конкурса «Лучшее печатное издание об архитектурном наследии». Конечно приятно было увидеть среди авторов этого сериала фамилии своих преподавателей — О.Орельская, С.Шумилкин и однокурсников — А.Гельфонд, В.Дуцев, С.Зеленова (Тимошенко), А.Цветков…

 

 

Подведение результатов ожидаемо стало самым массовым мероприятием «Архитектурного наследия 2022». По итогам фестиваля, проект и реализация масштабной реставрации Нижегородского кремля, а также программа «Реставрация 800» признаны победителями конкурса «Культурное наследие России» в номинации «Региональные или муниципальные программы, направленные на сохранение объектов архитектурного и ландшафтного наследия». «Жемчужиной реставрации» среди сотни преобразившихся к 800-летию города исторических объектов назвал нынешний Кремль губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.

Именно этого историко-архитектурного «слона» или «мамонта» можно было «не приметить» гостям фестиваля — в силу необъятности проделанной нижегородцами работы, реставрации целых городских анклавов. Не случайно темой прошедшего фестиваля стало «Комплексное развитие городского пространства и сохранение идентичности архитектурной исторической среды».

Многие подробности фестивальных мероприятий конечно остались за рамками нашего репортажа. Однако составить свою собственную картину об этом грандиозном событии вы сможете уже в следующем году.

Архитектурное Наследие 2023 состоится предположительно в Ульяновске.

Константин Савкин

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о