Общество

Управление пространственным развитием должно быть сосредоточено в руках Президента РФ

В управлении экономикой разворачиваются процессы централизации. В Госдуме в третьем чтении был принят законопроект «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США и иных иностранных государств», в котором в последний момент появились поправки, в частности, статья 5, вносящая дополнения в Федеральный закон. Президент наделяется полномочиями в сфере экономического и валютного регулирования.

Тем самым, как полагает Н.Кричевский, фактически отменяется закон о валютном регулировании и валютном контроле. То есть, по его мнению, «из игры выводится глава Центробанка со своими «капризами» — финансово блокируются офшоры, президент наделяется чрезвычайно широкими полномочиями, а правительство может в дальнейшем определять текущий курс доллара, хоть и не напрямую».

Наметилось движение в сторону мобилизационной экономики. «Мы видим поползновение к эффективности госуправления. Пока не к мобилизации, всего лишь к эффективности. При мобилизации как минимум половина из руководителей Банка России не сидела бы в своих креслах. В том, что Набиуллина должна сидеть, мы с президентом сходимся во мнении. Вопрос только в том — где именно», — комментирует М.Делягин.

«Таким образом, спецоперация проходит не только на Украине в военном плане, но и внутри страны в плане экономическом?» — задается вопросом Ф.Мелехов в статье «Путин получает чрезвычайные полномочия».

Как известно, экономическое и пространственное стратегирование являются половинками одного целого. Если в экономике наблюдаются анти-неолиберальные мобилизационные тенденции, то значит ли это, что следующим по курсу должно быть расселение, где имеет место симметричное положение дел? Точно так же как в финансово-экономической сфере с его топливно-сырьевым олигархатом и Центробанком с Минфином, основные игроки в лице крупного девелопмента в тесной связке с высшим профильным чиновничеством обеими лапами отбиваются от накатывающих изменений в попытке сохранить статус-кво. Ту модель, в данном случае — по управлению пространственным развитием и проектно-строительным комплексом, которая сложилась в эпоху кланово-олигархического капитализма 1990-2010-х гг. и решительно не соответствует нынешним глобокризисным — в действительности, посткапиталистическим — реалиям.

Речь идет о:

  • стягивании сокращающегося населения в агломерации — неважно 15-20 (по Э.Набиуллиной) или 41 (по М.Хуснуллину) — и опустынивании остального пространства страны;
  • МКД с его двойным целеполаганием — нарастающей этажностью и сжимающимися мелконарезанными квартирами — как основном операциональном инструменте развития территорий;
  • благоустройстве и развитии общественных пространств — незаменимой электоральной технологии, своего рода палочке-выручалочке многих усидевших на своих местах мэров и губернаторов — в качестве высочайше утвержденного градостроительного приоритета;
  • передаче полномочий по стратегированию пространственного развития территории страны девелопменту и строительному комплексу, подчинении архитектурного цеха другим субъектам градостроительного процесса, которые в логике развертывания проектно-строительной деятельности являются продукто- и профито-ориентированными техническими исполнителями.

Как с подкупающей звериной серьезностью говорилось в советское время, мы с негодованием отвергаем обе зашедшие в тупик реакционные модели — офшорно-олигархическую социально-экономическую и гиперконцентрационно-антидемократическую расселенческую. Полномочия в области расселения и пространственного развития, так же как и управление экономикой, в кризисную эпоху должны быть сосредоточены в руках Президента РФ и — в нашем случае — подчиняющегося непосредственно ему управляющего органа в лице Комитета (Совета) по архитектуре и градостроительству.

Владимир Путин (на экране)
Автор: Владислав Шатило / РБК

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о