Градостроительство

Состоялось заседание Президиума Государственного совета по стратегии развития строительной отрасли

Под председательством Президента РФ состоялось заседание Президиума Государственного Совета, посвящённое стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 г. с прогнозом на период до 2035 г.

АВ предпринял попытку анализа выступлений участников заседания — в соотношении со сгущающейся социальной обстановкой и нарастающими, в том числе, профессиональными угрозами и рисками.

Президент в своем вступительном слове подчеркнул колоссальный потенциал строительной отрасли как локомотива развития, и в целом России и регионов. Он указал на необходимость продления до 2030 г. действия нацпроекта «Жильё и городская среда». Среди поднятых тем — расчистка от бюрократических барьеров всех этапов строительства, формирование принципиально новой технологической базы, повышение доступности жилья. Обозначена актуальная проблема сокращения социальной базы ипотечного кредитования — снижение ставки льготного кредитования до 7% должно поддержать отрасль, обеспечив объём ввода жилья в этом году не ниже уровня прошлого года. Большое внимание в речи Президента уделено арендному жилью — указано на необходимость предусмотреть возможность его последующего приобретения с помощью льготной ипотеки или в рассрочку. Другие озвученные проблемы — расселение аварийного жилья, синхронизация документов социально-экономического, территориального планирования, дорожного и градостроительного развития, затянутость сроков прохождения проектной документации, завершение строительства замороженных объектов, участие предприятий стройотрасли в финансировании НИОКРов и разработки оборудования, запуск промышленной ипотеки и др. Особое внимание Президент уделил предложенной им на ПМЭФ-2022 комплексной программе модернизации ЖКХ, что невозможно без консолидации инвестиций из разных источников.

В своем докладе вице-премьер М.Хуснуллин привел важные цифры: по итогам 2021 г. вклад в ВВП страны от строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства вместе со смежными отраслями и с разделом операций с недвижимостью составил порядка 25 трлн рублей, или 19% от общего объёма ВВП. В отрасли работает почти 15% от общего числа занятых, или 11 млн человек. За прошедший год построено 148 млн м2 различной недвижимости. 1 рубль инвестиций в строительную отрасль дает порядка 1 рубля 47 копеек добавленной стоимости в экономику.

Говоря о «новой градостроительной политике», вице-премьер обозначил два направления развития — «города больших возможностей» и «возрождение малых форм расселения». Основные точки роста, в том числе с учётом новых геополитических условий — агломерации, которые будут продолжать развиваться и дальше. Хотя упомянуты также малые и средние города, но вот об ИЖС зашел разговор только в аспекте подключения к электросетям.

М.Хуснуллин подчеркнул важность выстраивания единой градостроительной, инженерной, экологической, тарифной и транспортной политики. «Система стратегического планирования очень громоздка. Сегодня в едином реестре документов порядка 70 тысяч». Отсюда необходимость системного упрощения процесса стратегического и территориального планирования на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. «В целях оптимизации документов и исключения дублирования между ними предлагается наделить регионы правом утверждать единый документ градостроительного развития, который при необходимости заменит генпланы и ПЗЗ». Иначе говоря, мир, включая систему расселения, на глазах становится все более сложным, при этом управленческие инструменты призывают упрощать.

Говоря о «новых жилищных возможностях», вице-премьер поднял вопросы доступности жилья, создания комфортной среды для жизни, улучшения благополучия людей — «а это в первую очередь повлияет и на демографию» (речь, вероятно, не идет об 1-комнатных квартирах и студиях, составляющих половину в строящемся фонде МКД). «Нам нужна долгосрочная стабильная программа жилищного строительства,.. обеспеченная стабильным банковским финансированием». М.Хуснуллин акцентировал внимание на отработке механизмов частичного раскрытия счетов эскроу без риска для завершения строительства объектов. Также важный вопрос — формирование нового «меню» поддержки жилищного строительства, которое учитывало бы региональную специфику реализации низкомаржинальных проектов.

М.Хуснуллин остановился на проблеме износа коммунальной инфраструктуры. «Для решения этой проблемы стратегией предусмотрен комплексный план обновления территорий, который в целях получения наибольшего синергетического эффекта включает в себя: расселение аварийно-жилищного фонда и совершенствование подходов к капитальному ремонту многоквартирных домов, создание стимулов для строительства наёмного жилья, модернизацию коммунальной инфраструктуры, формирование комфортной городской среды». В последнем случае не вполне понятно, как благоустройство может содействовать модернизации инженерных сетей — кроме как, в случае гипертрофированного внимания, отбирая у тех ресурсы.

Вице-премьер предложил утвердить 5-летние планы по всем отраслям, которые войдут в состав комплексной программы строительства. Среди источников финансирования 5-летней комплексной программы строительства — федеральный бюджет, ФНБ, инфраструктурные бюджетные кредиты (ИБК). Последние нацелены на обеспечение долгосрочного планирования регионами своих программ.

Также в докладе вице-премьера подняты вопросы дополнительного финансирования в объеме 100 млрд рублей, компенсирующего удорожание программ; незавершённых объектов; развития промышленности стройматериалов и сбалансированности ее размещения на карте страны.

Среди обозначенных задач — сокращение продолжительности инвестиционно-строительного цикла не менее чем на 30% и придание нового ритма строительству, запуск суперсервиса «Цифровое строительство», строительство в перспективе семи лет 1 млрд м2 жилья, увеличение на 46% вклада отрасли в ВВП, создание 1 млн рабочих мест, двукратное сокращение аварийности на инфраструктурных объектах, замена 200 тысяч км сетей.

Председатель Комиссии Госсовета по направлению «Строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, городская среда» Р.Минниханов в своем выступлении затронул вопросы наращивания объемов строительства по счетам эскроу (в настоящее время — до 83%), работе Фонда обманутых дольщиков, закона о КРТ, программе капитального ремонта многоквартирного жилья, в том числе ОКН, контроле качества оказания жилищных услуг и контроле над управляющими организациями, специфике очистки подземных вод в сельской местности.

Особый упор был сделан на проблеме износа сетей. «Это следствие накопленного за последние десятилетия недоремонта» — приведение в нормативное состояние коммунального хозяйства потребует не менее 4,5 трлн рублей. Эту программу надо сделать не 5-, а 10-летней, выделив на первые годы не менее 150 млрд, в последующие — не менее 300 млрд рублей в год. Плюс ежегодные лимиты согласно инфраструктурному меню — не менее 250 млрд рублей до 2030 г.

Глава Минстроя И.Файзуллин, вслед за вице-премьером, привел ряд статистических данных. В РФ на одного человека приходится 27,7 м2 жилой площади — плюс 3% к 2020 г. Цель — к 2030 г. достичь 34 м2 на человека. Общая площадь МКД в стране составляет 2,4 млрд м2. 7-8% от этого объёма имеют износ свыше 65%.

Министр остановился на проблемах развития ИЖС, подчеркнув значимость решения Правительства о запуске пилота по ипотечной программе строительства индивидуального жилья хозяйственным способом.

Другая важная тема — переселение граждан из аварийного жилищного фонда. По последним данным, в 2022 г. программа идёт опережающими темпами. К 2030 г. планируется расселить не менее 37 млн м2. «Вместе с тем нам решение сломить ситуацию не представляется возможным, и… мы отрабатываем с регионами новую программу ликвидации аварийного жилья» — несколько загадочная фраза, если не знать реальный масштаб проблемы расселения аварийного и ветхого жилья в стране.

Говоря о системной трансформации строительной отрасли, министр указал, что стратегией предусмотрен комплекс мер, направленных на развитие института типового проектирования, в том числе промышленного; модульного строительства; экспертного сопровождения проектов цифровизации; нормативно-технического регулирования.

Упомянул он и о переводе большинства нормативных требований в добровольный режим, о производстве деревянных панелей — очевидно, имеются в виду CLT, о комфортной городской среде, понимаемой как «не только благоустроенные парки и дворы, но и качественные жилищно-коммунальные услуги, энергоэффективные дома, развитая и сбалансированная городская инфраструктура с общественно-деловыми пространствами, местами приложения труда, промышленными зонами и удобной логистикой».

Губернатор Ленинградской области А.Дрозденко сосредоточил свое внимание на проблемах развития жилищного строительства, прежде всего, ИЖС и арендном жилье. Он констатировал, что в области найдено разумное соотношение между строительством МКД и ИЖС, но не уточнил эти параметры.

Говоря о комплексном подходе к развитию ИЖС, губернатор указал на необходимость выработки единого законодательного подхода к управлению построенными жилыми комплексами ИЖС. Однако, пожалуй, самая важная его инициатива — наделение субъектов РФ правом устанавливать возможность льготного предоставления земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства без торгов и разработка единых требований и мер поддержки ИЖС с использованием быстровозводимых конструкций. Не секрет, что малоэтажное строительство в стране сдерживается дефицитом специально отведенных земельных ресурсов в городах — предложение А.Кривова о легитимизации градостроительных зон развития как раз нацелено на решение этой проблемы. Нельзя не отметить, что Президент РФ откликнулся на это предложение А.Дрозденко, подчеркнув, что его «нужно реализовать как можно быстрее».

Также губернатор, указав на тот факт, что далеко не все граждане в состоянии осилить ипотеку, обратился к теме арендного жилья. Он отметил, что оно должно финансироваться не только бюджетом, но и бизнесом — «крупными компаниями, которые заинтересованы в том, чтобы люди работали на предприятиях». Важно предусмотреть перспективу дальнейшего выкупа арендного жилья. Он предложил синхронизировать с программой «Жилище» другие федеральные программы и национальные проекты, такие как «Здоровье», «Современное образование», «Спорт — норма жизни».

Губернатор Свердловской области Е.Куйвашев указал на очевидную зависимость строительства от импортного оборудования и комплектующих. «Если сейчас не заняться работой по подготовке программы и её реализации о переоснащении всей нашей строительной индустрии, то через некоторое время может случиться так, что не из чего будет строить и нечем». Оперативным способом решения проблемы является переключение на импорт необходимого оборудования из дружественных стран, однако «для обеспечения технического и технологического суверенитета нам, безусловно, нужна собственная производственная база».

Именно Свердловская область, располагая развитой машиностроительной базой, квалифицированными конструкторскими, инженерными кадрами, готова при наличии государственного заказа организовать выпуск техники и оборудования для стройиндустрии.

Мэр Москвы С.Собянин отметил, что под комплексной застройкой следует понимать не только объекты социальной инфраструктуры, но и рабочие места. В частности, в промзонах нужно строить не только жилье. Надо заметить, что под рабочими местами мэр подразумевает скорее офисы, нежели производственные мощности.

Он затронул также вопросы аварийного жилья, способом решения которой С.Собянин видит столичную программу реновации, и ипотечного кредитования, которое должно иметь горизонт «не один год, а три, четыре, пять».

Министр энергетики Н.Шульгинов заострил внимание на недофинансировании сетевого комплекса. По его сведениям, от 50 до 60% распределительных сетей находятся в неудовлетворительном состоянии. Сегодняшняя ставка 550 рублей за техническое присоединение составляет 0,007% от стоимости дома. Отсюда предложение увеличить её до 0,6-1%.

Губернатор Московской области А.Воробьёв доложил, что в 2023 г. планируется закрыть тему обманутых дольщиков — а их было ни много, ни мало 117 тысяч. Также он затронул больной вопрос ИЖС / МКД, полагая, что следует много строить и мало-, и многоэтажного жилья. Не мог пройти он и мимо темы благоустройства, чему в области уделяется значительное внимание, замечая, что это стало одним из важных инструментов привлечения отдыхающих и туристов в Подмосковье.

В заключительной части было дано слово представителям финансово-экономического блока. Глава Банка РФ Э.Набиуллина выступила против изменения механизма раскрытия эскроу-счетов — по ее мнению, «важно сохранить принцип: у людей не забирают деньги строители, пока не выдали квартиры». Также критику с ее стороны вызвало предложение фиксировать процентные ставки по ипотеке: «Если такую систему создавать, то надо тогда, наверное, — в качестве шутки, надеюсь, скажу — фиксировать и стоимость квартиры, квадратного метра».

Министр финансов А.Силуанов был еще более непреклонен, призвав коллег сопоставлять свои предложения с реальными финансовыми возможностями: «Стройка, можно сказать, у нас в приоритете: на самом деле это важное направление, но не единственное». Среди длинного ряда его возражений — организация Фонда поддержки промышленных стройматериалов: у нас есть Фонд поддержки промышленности — зачем плодить сущности без надобности? Особенно критически он высказался относительно низкомаржинальных девелоперских проектов в регионах, по сути, подвергнув сомнению сам факт наличия таковых.

Министр экономического развития М.Решетников предложил доработать механизм дополнительного финансирования, нацеленный на компенсацию удорожания проектов: «Чтобы, когда снижаются цены на первичные ресурсы, скажем так, конъюнктурную прибыль, не заработанную строителями, всё-таки была возможность оставлять в бюджете».

Подводя итог, нельзя не заметить, что, читая стенограмму заседания Президиума Госсовета, невозможно отделаться от мысли, что происходящее не вполне соответствует нынешней обстановке Третьей (Четвертой) мировой войны, которая за два последних десятилетия подошла вплотную к нашим рубежам, вступив в оружейную фазу. Надо думать, отнюдь не закончившаяся, как кто-то возомнил себе, пандемия, СВО, санкционная война коллективного Запада против РФ, приближающийся, пусть и пока не к российским границам, голод, — все это лишь отдаленные сполохи динамично развивающегося всемирного геополитического и геоэкономического коллапса, обрушения в катастрофу. И так же как ряд специалистов называет нашу военную группировку в б.Украине «армией мирного времени», так и тематика и сама тональность выступлений в рамках прошедшего заседания прямо отсылают к враз оставшейся за поворотом мирной жизни, о которой отныне можно всерьез и надолго забыть.

Новая свинцовая эпоха требует — уже вопиет — об отказе от социально-экономической и расселенческой модели, сформировавшейся в кланово-олигархические 1990-2010-е гг. Какие-то проблески нового прослеживаются в пассажах о поддержке индивидуального жилищного строительства, но дело ведь не в механическом щелчке тумблера, переводящем систему из режима МКД в режим ИЖС. Речь идет о зреющем цивилизационном макросдвиге — об идеологии, образе будущего, экономической рамке, культуре, науке, образовании, здравоохранении, наконец, закономерностях пространственного развития.

Это единое целое, из которого нельзя ничтоже сумняшеся вытащить одну ниточку, припасть к старому проверенному источнику, возродить тот или иной инструмент — тот же 5-летний план инфраструктурного строительства, после чего будто бы все наладится, решится само собой. Экономика, по факту сохраняющая статус-кво — вот только сверхусилия Правительства позволяют влить хоть какие-то финансовые средства, извлеченные из кубышек, в обескровленные, дышащие на ладан обрабатывающие производства, и система расселения, покорно следующая самоубийственному центростремительному вектору — и, опять же, Правительство, пытающееся вырастить альтернативу девелоперско-антидемократическому суперпроекту с его гиперконцентрацией населения в ограниченном количестве городов, застраиваемых МКД с их нарастающей этажностью и увеличивающейся долей крохотных квартир. Этот проект несет множество угроз и рисков — от военно-стратегических до социально-демографических, но маховик стройкомплекса не сбавляет обороты.

Остается единственный вопрос: как этот тектонический слом, этот разрез по живому могут не чувствовать те, по кому звонит колокол? Как минимум — пятый месяц кряду…

Источник фото: kremlin.ru

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о