Юбилей

Владимиру Юдинцеву — 80

Владимир Юдинцев из тех немногих, кто в конце 1960-х гг. успел застать НЭР в деятельной фазе, поработать рука об руку с А.Гутновым и И.Лежавой. Именно в процессе работы над НЭР-2 у него, как и у других, кому посчастливилось прикоснуться к этому, сформировалось внутрипрофессиональное представление о приоритетности градостроительного масштаба, что чуть позже было зафиксировано в звучном слогане: «Город важней, чем здание».

Последующие без малого два десятилетия В.Юдинцев работал в гутновском отделе перспективных проблем в НИиПИ Генплана г. Москвы, в ведении которого, в частности, находилась организация пешеходных зон — не только Арбата, но и Столешникова, Петровки, Кузнецкого моста.

Мне вспоминается любопытная юдинцевская история из того времени. На плане Столешникова были определены места под размещение уличного ритейла, по-гутновски, городской плазмы, а проще говоря, киосков. Все это делалось еще при социализме, но вот что показательно — с наступлением капитализма именно эти площадки первым делом были освоены шустрыми коммерсантами под те самые торговые точки-павильоны, где бойко продавались вареные джинсы и телевизоры «Шиваки». Это называется ощущение пульса города, его биоритмики.

Во второй половине 1980-х гг. стартовала многолетняя работа над реконструкцией квартала № 259 на Цветном бульваре — сначала в планировочном отделе ЦНИИТИА, позднее, когда стало можно, в частной мастерской «АРТЭ», основанной В.Юдинцевым вместе с В.Филатовым, С.Лобачевым и А.Первенцевым в 1989 г. Проект был долгоиграющий: на территории квартала на протяжении десятилетий были реконструированы и построены жилые дома, офисы, здание банка. Но главное — произошла кристаллизация принципов обращения с планировочными единицами в историческом городе — начиная от хозяйственно-экономических и транспортных и заканчивая социальными и архитектурными. Происходило осознание множественности интересов различных участников градостроительного процесса и — соответственно — необходимости сведения воедино разноприродных воль и влияний.

Опять же не могу не вспомнить одну историю, которая впоследствии превратилась в хрестоматийную, если не типовую. Среди нескольких проектируемых «АРТЭ» площадок на Цветном бульваре была одна с сохранившимися историческими строениями со статусом объектов фоновой застройки. Архитекторы предложили проект реконструкции, предусматривавший сохранение и надстройку существующих зданий — с максимальным пиететом к исторической городской ткани. Как это часто случается, градозащитники, некоторые из которых были облечены высоким статусом, стояли насмерть — только реставрационный режим. В конце концов подобная непримиримость, если не сказать — твердолобость, привела к тому, к чему и должна была привести: инвестор, пару раз получив от ворот поворот, разочаровался и продал участок более влиятельному, плечистому застройщику, который ничтоже сумняшеся расчистил площадку под ноль, отжав «площадя» по максимуму.

Помимо квартала на Цветном в конце 1990-х — начале 2010-х гг. было много других проектов. Звездным стал многоквартирный жилой дом на улице Хачатуряна (совместно с Б.Шабуниным, С.Казначеевой) — редкий, если не уникальный в российских условиях образец качественного социального жилья, в 2002 г. удостоившийся Государственной премии РФ.

В градостроительно ответственном месте, на границе общественного центра муниципального района «Отрадное» предполагалось поставить частокол 22-этажных башен серии КОПЭ. И поставили бы — если бы инвестор не пошел навстречу и не принял альтернативное предложение архитекторов. В основе проектного решения — четыре соединенных углами 15-20-этажных секции, поставленных ортогонально к окружающей застройке. Выше 11-го этажа застраиваемая площадь сокращается, фронт фасада размыкается, секции превращаются в башни, «перевязанные» до 16-го этажа прозрачными лоджиями. Несмотря на произвол жильцов в смысле самодеятельного остекления лоджий, застраивания площадок пожарных лестниц и т.п. жилой комплекс и спустя два десятилетия выглядит вполне достойно.

Параллельно с проектной практикой В.Юдинцев продолжал гутновскую линию, связанную с изучением закономерностей развития города. Во второй половине 1990-х — 2020-е гг. на страницах «АВ» он опубликовал более десятка статей, поднимающих актуальные для современных российских городов проблемы постепенного освобождения исторических центров от несвойственных им функций, в том числе автоемких, дробления исторически сложившихся крупноразмерных кварталов с уплотнением капиллярной улично-дорожной сети, растекания общественных активностей вокруг транспортных пересечений и узлов и др. В настоящее время эти градостроительные идеи получают развитие в курсовых и дипломных проектах студентов МАрхИ и МИиГАИК, выполненных под руководством В.Юдинцева.

Что привлекает студентов в Юдинцеве-педагоге — помимо профессионализма и снайперского выбора тем? Наверняка — открытость, жизнелюбие, остроумие, как вариант — прямота, рубленость, брутальность. А еще он автор остроумнейших дружеских шаржей — достаточно вспомнить пару А.Скокан — А.Таранов.

Наверное, его жесткость, несклонность к компромиссу и политесу вообще не всем по душе. Но Юдинцев же не червонец, чтобы всем нравиться. Друзья его любят и ценят. И помнят всякие веселые случаи из жизни.

Типа такого. Это было в начале 1990-х гг. Типографии тогда не предоставляли услуги по доставке тиража, у автора этих строк машины еще не было, приходилось просить приятелей с авто помочь вывезти очередной номер «АВ». Петрович никогда не отказывал. И вот как-то мы загрузили тираж в его голубой жигуленок, я сел рядом с водителем и принялся просматривать свежий номер. По ходу простодушно заметив: «Журнал-то получать приятней даже, чем бабки». В.Юдинцев расхохотался — столичный люд бабки любит, но тщательно это скрывает, а тут — сама непосредственность… Веселье едва не закончилось плачевно — жигуленок чудом не поцеловал зад гелендвагена, которые к тому времени только появились в постперестроечной РФ.


Дорогой Владимир Петрович, поздравляем! Желаем здоровья, творческих идей с приложением в виде работящих студентов, долгих лет жизни!

 


Фотопортрет В.П.Юдинцева.

 


Петровка – Кузнецкий мост. Аксонометрия. Эскизы. 1979 г.

 


Петровка. 

 

Кузнецкий мост. 

 


Квартал №259 на Цветном бульваре. Схема генплана. Транспортная схема – существующее положение/проектное предложение. Вторая половина 1990-х гг.

 


Здание банка на Цветном бульваре. Конец 2000-х гг.

 


Жилой дом на улице Хачатуряна. Совместно с Б.Шабуниным, С.Казначеевой. 2001 г. Государственная премия РФ.

 


Исторический центр Москвы – растекающиеся локусы общественной активности. Конец 2000-х гг.

 

 


А.Скокан и А.Таранов. Дружеский шарж. 1985 г. 

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о