Юбилей

К юбилею С.В.Гнедовского

В здании театра-студии Петра Фоменко на набережной Тараса Шевченко состоялся вечер, посвященный 75-летию Сергея Викторовича Гнедовского. Камерная выставка «Театр и архитектор», открывшаяся в пространстве Зимнего сада, включала лучшие постройки мастера — от ТЮЗа до Музея на Куликовом поле. Также была представлена сюита живописных работ архитектора — в основном это путевые зарисовки: пейзажи, городские виды, памятники архитектуры, выполненные в авторской элегической манере в технике тонкой карандашной графики.

Центральным событием вечера стал рассказ Сергея Викторовича о творческом пути — со времен учебы в МАрхИ, затем в аспирантуре ЦНИИЭП им. Б.Мезенцева, где молодой ученый выбрал неконъюнктурную для советского времени тему малого — немассового — театра, и далее — экскурс в историю проектирования и строительства того же ТЮЗа, Дома музыки, Новой сцены театра П.Фоменко, многофункционального торгово-развлекательного комплекса в Марьино, Музея на Куликовом поле.

Быть может, самое интересное в его повествовании, это множественность источников вдохновения, определявших характер и содержание основной идеи того или иного произведения. Иногда это были неожиданные бытовые детали и подробности, как, например, в случае Театра юного зрителя, где ярко-синие вставки на главном неоконструктивистском фасаде воспроизводят цвет стен кухни в питерской квартире главного режиссера театра Г.Яновской. В офисно-деловом и культурном центре на Краснохолмской набережной прочитываются композиция и структура древнерусских монастырей: массив крепостных стен, вертикаль колокольни, купол главного здания — в данном случае это, собственно, объем Дома музыки. В основу проектного решения Музея на Куликовом поле положены исторические метафоры пути и затесненного пространства битвы, проявленные в планировочной структуре и логике построения экспозиции.

Ведущий вечера — директор театра-студии Андрей Михайлович Воробьёв — дополнил этот ряд, обратившись к семантике лестницы, прочерчивающей фасад театра-студии, обращенный к Москве-реке, и олицетворяющей взлет творческого вдохновения и художественный гений основателя театра Петра Наумовича Фоменко.

Что особенно ценно при рассказе «из первых уст», это архитектурные истории про взаимодействие с заказчиками. С.В.Гнедовский вспомнил, как тогдашний мэр Ю.М.Лужков, знакомясь с представленными эскизными проработками комплекса на Краснохолмской набережной, в артистическом порыве пририсовал в качестве навершия одного из объемов луковицу, но, вовремя осекшись, предоставил авторам карт-бланш. Или другой кейс — про З.К.Церетели, таки настоявшего на водружении росчерка скрипичного ключа над обводом кровли Дома музыки.

Помимо удивительного человеческого обаяния Сергея Викторовича атмосферность вечеру придавала обстановка фойе театра, с его каскадом лестничных сходов, полукругом амфитеатра, а главное — сценической площадкой, которая вроде бы физически отсутствует — подиум не предусмотрен, но эта композиционная точка исключительно точно архитектурно выстроена, акустически срежиссирована, определенно стягивая на себя силовые линии сложносочиненного пространства. Вообще последним по времени работам С.В.Гнедовского — театру-студии и Музею на Куликовом поле — свойственно своеобычное пространственно-пластическое чувство, его можно назвать ландшафтной интуицией. Именно человекоразмерность и теплота отличают здания юбиляра от вроде бы близких технологически фундированных домов-холмов, получивших распространение в мировой практике рубежа тысячелетий.

Бывает, некогда процветавшие проектные мастерские постепенно съеживаются и увядают вследствие пресечения творческой преемственности, когда мастер не утруждает себя воспитанием архитектурной смены. В мастерской ПНКБ не так — в заключительной части вечера Сергей Викторович представил директора компании по проектированию Антона Любимкина, который, несмотря на молодость, успел поработать над звездной работой бюро — Музеем на Куликовом поле, удостоившемся премии Правительства РФ.

 

 


С.Гнедовский, М.Гаврилова, О.Барсукова, М.Крылов, И.Захаров, констр. С.Гнедовский. Здание Театра-студии «Мастерская П.Н.Фоменко» на набережной Тараса Шевченко. 2012 г. Премия Правительства Российской Федерации.

 

 


С.Гнедовский, М.Гаврилова, О.Барсукова, М.Крылов, И.Захаров, констр. С.Гнедовский. Здание Театра-студии «Мастерская П.Н.Фоменко» на набережной Тараса Шевченко. 2012 г. Премия Правительства Российской Федерации.

 

 

С.Гнедовский, И.Бушминский, А.Любимкин, Е.Любимкина, констр. С.Гнедовский. Музейный комплекс «Поле Куликовской битвы». 2015 г. Премия правительства Российской Федерации.

 

 


С.Гнедовский, И.Бушминский, А.Любимкин, Е.Любимкина, констр. С.Гнедовский. Музейный комплекс «Поле Куликовской битвы». 2015 г. Премия правительства Российской Федерации.

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о