Общество

Трагедия в Ейске — градостроительный аспект

Трагедия с упавшим на 9-этажку в Ейске СУ-34 получает освещение в СМИ, в том числе обсуждаются вопросы, связанные с допущенными градостроительными ошибками.

Краткая предыстория. Военный аэродром в Ейске был построен в 1930-е гг. В 1990-е гг. пережил упадок вплоть до закрытия. В настоящее время имеют место попытки его возрождения.

Эта самая многоэтажка на окраине Ейска была построена в постперестроечное время на расстоянии порядка 8 км от территории аэродрома. Понятно, с нарушением норм по приаэродромной зоне.

По словам военного эксперта, полковника авиации В.Алксниса, «один из главных способов минимизировать риски — это выносить аэродромы подальше от населенных пунктов. В Ейске аэродром находится практически в черте города, самолеты взлетают над жилыми кварталами и, при возникновении аварийной ситуации, они обречены упасть на город».

И далее — эпоха рынка внесла свои коррективы, морской воздух и красивый вид — слишком дорогой ресурс, поэтому Ейск за последние десятилетия разросся по побережью, и в 1990-е гг. высотки, вроде той, в которую попал самолет, выросли в опасной близости к аэродрому.

«Законодательство в части приаэродромных территорий (ПАТ) менялось за это время часто и особо интенсивно в последние десятилетия бурного роста как жилых построек, так и платных свалок (которые также нельзя размещать на подлетных зонах из-за большого количества птиц), застройщики и другие бизнесмены постоянно лоббируют законодательные меры по либерализации норм ПАТ. Тем не менее, границы ПАТ определяются по полосам воздушных подходов (ПВП), распространяются и на земную, и на водную поверхности. Ранее ПАТ занимала территорию радиусом 30 км, с 2017 г. определение пределов вычисляется в особом порядке и может занимать значительно меньшую площадь:

  • 1-2 подзона — территория и инфраструктура аэропорта;
  • 3 подзона — ограничивает строительство по высоте;
  • 4-6 подзона — запрещает строительство объектов, мешающих аэропорту (создающие радиоволны, привлекающие птиц и прочее);
  • 7 подзона — ограничивает использование земельного участка в целях предотвращения негативного воздействия на человека превышенного уровня шума.

Согласно информации из открытых источников, шестая зона, вокруг которой в основном и бьются копья застройщиков о законы, устанавливается по границам, удаленным на расстояние 15 км от контрольной точки аэродрома (КТА)».

Как видим, в Ейске этот норматив нарушен почти в два раза: вместо требуемых 15 — всего 8 км.

Приведем сентенцию еще одного военного специалиста полковника ВВС в запасе А.Жилина: «Культ прибыли у нас в стране вошел в противоречие со здравым смыслом и всеми мерами безопасности — везде. Начиная от застройки зоны безопасности аэродрома на случай летных происшествий, заканчивая строительством зданий „окно в окно“, нарушая все нормы безопасности: если один дом загорится, то может выгореть весь микрорайон. Это важнейший момент. 8 км для 9-этажки — это слишком близко, и я уже не говорю о том, что это чудовищно вредно для здоровья жителей. Самолеты, взлетающие на форсаже, выбрасывают вредные вещества, есть еще резонансное колебание, и звуковые колебания на этих авиационных режимах очень вредны для организма. И даже технический состав сегодня обеспечивается шлемами для того, чтобы защитить хотя бы уши. Люди, над которыми взлетают самолеты, не защищены — а это дети, младенцы, старики».

Нельзя не заметить, что значительное число аэродромов в нашей стране строилось именно в довоенную эпоху. С того времени аэродромы совершенствовались, посадочные полосы увеличивались, а городские территории расширялись.

По словам заслуженного летчика СССР О.Смирнова, требуется пересмотр зон взлета и посадки, когда были бы предусмотрены в регламентах более жесткие правила строительства жилых помещений.

В статье на портале cont.ws в пику всему вышесказанному приводятся слова вице-премьера М.Хуснуллина, обращенные к Президенту РФ: «Ваша фраза, которая стала уже афоризмом сегодня у всех строителей — „СНиПы-хрипы“, — они будут продолжены снижением всех административных барьеров».

А также соответствующий редакционный комментарий: «А чего? Всякие там СНиПы, ГОСТы и Правила реально удорожают строительство. Сразу построенное не развалится, а когда это случится, деньги распилены, вывезены туда, где находятся их реальные владельцы. Здесь найдут стрелочника, посадят и круговорот воров и денег продолжится в прежнем темпе».

Остается добавить, что и среди архитекторов есть девелоперские и властные прокладки, ратующие за пересмотр, а в отдельных случаях, скажем, в области инсоляционных требований — ликвидацию нормативной базы.

Источник изображения: ya.ru

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о