На пересечении технологического / артистического / природного начал
В послевоенном доме архитектора А.Жукова на Тверской 9/45 выставкой Александра Ермолаева «Вчера и сегодня: от пиршества восприятия к экопротопосту» открылась галерея ТАФ. Бывшую роскошную квартиру с двумя входами — парадным и «черным» — предоставила выпускница мастерской конца 1980-х гг. Мария Тихонова.
Экспозиция состоит из трех взаимопроникающих художественных разделов — носителей технологического/артистического/природного начал. Полноцветных фотографий автора еще 1960-1970-х гг., по преимуществу пейзажных, но не только, напечатанных на металлических пластинах. Подборов из objets trouves — до того неприкаянных, казалось бы, никчемных предметов, отходов и обрезков: дерево, ткань, металл. Природных объектов, с минимальным рукотворным вмешательством — обточенных водой, обветренных, частью траченных временем стволов, пней, коряг.
Метафизика фотофиксации от включенного наблюдателя переплетается с телесностью абстрактно-геометрических композиций-рельефов и естественностью, непридуманностью природных форм.
Поуровневое залегание слоев: фото, под ними рельефы, отдельными вкраплениями и мизансценами коряги — акцентирует нераздельность, связанность всего со всем, что является одной из реперных точек тафовской идеологии.
В каждом из разделов есть свои шедевры. В первом — фото рядов бочкотары в подвале одной из крымских виноделен, во втором — рельефы «Ледоход» с его эстетикой пересечения/наползания/конфликтности и разлетающееся вдрызг «Землетрясение», в третьем — по-барочному витая — пусть сам автор и отрицает вящую изобразительность и какое-либо подобие — оглобля-коряга.
По признанию А.Ермолаева, «эти устремления к свету кажутся мне сегодня самыми интересными в их естественности, непредсказуемости, случайности. Возможно, это не имеет отношения к искусству». Данные строки отнесены вроде как к природному разделу, но, возможно, и к выставке в целом. Ну да, в представлении ТАФ — грань между жизнью и искусством весьма зыбка, если вообще существует.
Если говорить о новообразованной галерее: пространство квартиры претерпело минимальную адаптацию под выставочные нужды. Демонтированы дверные полотна, образуя экспозиционную анфиладу, проемы частично забраны доской, по центру одного из залов выдвинуто пианино, оставлены дворцовые люстры с хрустальными подвесками, постелены половики. Под сами работы сколочены деревянные рамы-леса.
В ближайшее время надо ждать авторские экспозиции других членов ТАФ-мастерской.
Фото — О.Халдеева.
Отправить ответ