Общество

Принцип laissez passer — по отношению к охране наследия

Эль Мюрид в посте под названием «Демонтаж» откликается на снос местными бандеровцами памятников императрице Екатерине и Суворову в Одессе. В том смысле, что горожане должны нести ответственность за внутригородские проблемы — «в своём штабе я сам решаю, кто еврей, а кто нет». В то же время подобные шаги должны быть консенсусными для жителей.

Автор замечает, что культура отмены, отказа от багажа прошлого может привести к полной утрате идентичности. «Одесса — уникальный город, и „стать как все“ означает вычеркнуть значительную часть своей самости».

Эль Мюрид в качестве примера приводит свой город детства — Набережные Челны, который составлен из пронумерованных кварталов-комплексов. «И как раз эта безликая нумерация стала специфической „фишкой“ города, его уникальностью. Настолько, что и сейчас, после 50 лет с момента постройки его новой части жители ориентируются в городе строго по номерам комплексов и названиям проспектов, которыми они образованы. Названия улиц используются, но они вторичны». И эта градостроительная культура, казалось бы, выстроенная вокруг бездушных чисел, является неразрывной частью города.

«Каждый город имеет свои особенности, делающие его уникальным и неповторимым. Унификация и попытки сделать его стандартным, даже если это отвечает текущей политической или какой еще конъюнктуре, резко его обедняет», — пишет Эль Мюрид. — Хотя одесситы имеют полное право на то, чтобы стать стандартными современными украинцами и полностью отказаться от своей истории, заменив ее на идеологически выдержанную и правильную».

Можно назвать эту позицию laissez faire, laissez passer применительно к охране наследия. Заметив, однако, что в политике и экономике ультралиберализм давно себя изжил.

Автор фото: NINA LIASHONOK/GLOBALLOOKPRESS

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о