Творческие проблемы

«СТУДИЯ 44» — следование методу или установка на концепт?

В середине марта в офисе бюро «Студия 44» в Манежном переулке в Петербурге состоялась презентация книги «Студия 44. Проекты и постройки 2017-2022», напечатанной издательством Татлин. Открывает том, насчитывающий без малого 500 страниц, беседа братьев Олега и Никиты Явейнов «Я все чаще стал употреблять слово ‘’выращивание’’», в котором они пристально вглядываются в особенности формирования и динамику творческого метода бюро с опорой на десяток лучших работ. Как нам представляется, в основе творческого подхода «Студии 44» лежит исходная установка на переосмысление всей совокупности вводных и генерирование синтезирующего концепта, сводящего их воедино. Обоснованию этого положения и посвящен данный текст.

Сегодня в мировой архитектуре есть две разновидности starchitects: условно, одни ориентированы на воспроизводство собственного бренда, его посадку на местность — нередко «невзирая» и «вопреки», другие — на выработку нетривиального проектного решения, иногда превращающегося в арт-жест, генерирование концепта — но концепта не ради концепта, как это имеет место в бумажной архитектуре, а сообразно с множеством реалий, данных как изначально, так и вскрываемых в результате предпроектной аналитики.

Среди первых, узнаваемых на раз, в том числе человеком с улицы — З. Хадид и Ф. Гери, Р. Майер и Р. Стерн. Среди вторых, обычно опознаваемых специалистами — MVRDV и Херцог — де Мерон, BIG и MAD. «Студия 44» — определенно из этого последнего ряда — его можно было бы назвать инноваторским, если бы за этим понятием не маячила тень уходящей в прошлое прогрессистской эпохи.

Кстати, именно по этой «корпоративной» причине Н. Явейну созвучно то, что делает компания BIG. Он это признает в интервью О. Явейну, видя в работах Б. Ингельса геометрическую комбинаторику, если не эквилибристику, как производную от обстоятельств заказа, места и времени, а отнюдь не совокупности стилистических признаков. Как точно сформулировал сам Н. Явейн, «исследуется тема трансформации геометрических тел, их как бы остановившегося движения в процессе преобразований одной формы в другую». Выверенность предложенного определения обусловлена творческим созвучием.

Так о каких концептах идет речь в нашем случае? Кратко охарактеризуем лишь наиболее яркие.

Проект Центра промышленного прогресса в Выксе Смысловым и композиционным центром создаваемого «Шухов парка» оказываются три поставленных в ряд разногабаритных «периптера», собранных из труб и опирающихся на них провисших сваренных листов, самопроизвольно ржавеющих. На контрасте к этому мегалитическому ядру — ажурная водонапорная башня Шухова, которую планируется перенести на территорию парка.

Проект Музея обороны и блокады Ленинграда Основные музейные функции упрятаны в холм, над которым возвышаются образующие кольцевую оборону израненные ленинградские здания. Нижний пояс холма, отделенный рвом, представляет собой инверсию амфитеатра. В сторону набережной выдвинут консольный объем, вбирающий экспозиционный раздел «Прорыв блокады».

Проект Музея городского электрического транспорта Уход с исторической сцены индустриальной эпохи породил общественный интерес как к ее артефактам, так и к вмещающей их архитектуре. Проект, по сути, анатомирует как сам трамвай в его эволюционной динамике — от колесных пар до токоприемников, так и комплекс трамвайного депо — памятник регионального значения начала ХХ в. — с раскрытием конструктивного остова и фактуры т. н. «вагонных сараев». По слову Н. Явейна, показ устройства зданий является продолжением их музеефикации.

Проектное предложение по общественно-деловому центру Калининграда На Королевской горе создается мощный сгусток пространств и объемов, моделирующих новый центр города с его переплетением административных, деловых, жилых, торговых, сервисных функций. Включает три основные части: западную, ландшафтную, с законсервированными фундаментами Королевского замка и концертным залом под открытым небом, центральную, с главной площадью и лестницей-амфитеатром, и восточную, представляющую собой городской квартал с возвышающимся над остальной застройкой Домом правительства.

Проект Музея современного искусства в Уфе В основе архитектурного образа Музея — раскрывающиеся веером консоли экспозиционных пространств, парящие над крутым склоном реки Белой. Центральный объем подхватывает направление одной из планировочных осей центра столицы Башкортостана. Ромбовидный рисунок железобетонных конструкций отсылает к местной строительной традиции «кереге».

Проект Национального центра физики и математики в Нижегородской области Авторы соотносят прорыв советской науки в области ядерной физики и взлет русского авангарда, что становится ключом к объемно-планировочному решению Центра. Архитектон главного учебного корпуса с его каскадом атриумных пространств делит — и, одновременно, объединяет — комплекс на две части: западную, жилую, и восточную, научно-образовательную. Супрематическая композиция обогащена такими геометрическими телами, как рассеченная пополам сфера (музей ядерной физики), конусы, в том числе перевернутый усеченный (библиотека и конференц-зал), и др.

Проект офисного здания Jet Brains Комплекс, который должен располагаться на берегу Финского залива, имеет опознаваемую образность — деревянный корабль на стапеле, в роли которого выступают частокол опор и стеклянные цилиндры лестнично-лифтовых узлов. Предусмотрена стилобатная часть с вестибюлем. Вокруг атриума, за галереями, расположена офисная нарезка. На эксплуатируемой кровле разбит сад.

Казалось бы, многоквартирное жилье как продукт отечественного девелопмента обрекает архитектора если не на банальность, то на встраивание во вмененные технологические и маркетинговые схемы — уж вовсе не до концептов. Однако проект жилого комплекса Imperial Club на Васильевском острове или дома «Патио» и «Курдонер» в Пскове опровергают подобные стереотипы.

Так, в Imperial Club сложное градостроительное целое выращивается на основе переосмысления и развития неосуществленного плана Д. Трезини с его ступенчатой логикой построения кварталов, выходящих на набережную. А пара «Патио» — «Курдонер», запараллеленная с реставрацией и приспособлением здания ТЭЦ второй половины 1920-х гг., сплавляет традиции псковского зодчества и творческие принципы конструктивизма.

В основу концептуального синтеза «Студии 44» могут быть положены самые разные основания: от символизма до собирательной образности и композиционных инвенций. Соответственно, масштабная линейка охватывает уровни от градостроительного до пластического. Ради нетривиального концептуального посыла Н. Явейн может пойти даже на запрещенные приемы типа воссоздания утраченной фоновой исторической застройки, как это имеет место в культурно-туристическом центре в квартале Сета Солберга в Выборге.

О. Явейн указывает на эволюционную динамику творческих подходов бюро за последние пару десятилетий, акцентируя вектор «от приема к методу», «от конструирования к выращиванию». Однако концепт как отправная точка проектного замысла присутствовала тогда — и десять, и двадцать лет назад: вспомним идею экскавации культурного слоя и проявления фундаментов исторических зданий в проекте для Калининграда первой половины 2010-х гг., присутствует и сейчас. То есть установка на концепт, парадоксальное архитектурное решение оказывается константой.

В то же время она не исключает наличия в арсенале бюро творческих принципов и излюбленных приемов — планировочных, композиционных, пластических. Назовем лишь ключевые: 1) в основе архитектурного мышления лежит пространство, форма же — в большинстве случаев лишь производная от него, 2) во многих работах «Студии 44», в частности, в образовательных комплексах — но не только, смысловым центром является коммуникационно-пространственное ядро, как правило, имеющее свои фокусные точки в лице одного или нескольких амфитеатров, 3) многомасштабность и многослойность — пространственная и пластическая, 4) выстраивание объемно-планировочной структуры с опорой на супрематистские композиции.

Вернемся к той самой выращенности проектного решения, которая в беседе Н. и О. Явейнов предстает в качестве актуального метода работы бюро. Очевидно, это больше, чем просто прием, что было характерно для «Студии 44» образца 2000-х гг. Но все же, по нашему мнению, отправной точкой практически любого проекта «Студии 44» является не метод, а установка на концептуализацию при первом же «подходе к снаряду» — знакомстве с любой площадкой и техзаданием, особенностями места и рамочными условиями.

Особая статья, специфицирующая место «Студии 44» в ряду современных проектных бюро — как отечественных, так и зарубежных — это наличие собственного реставрационного подразделения и — соответственно — значительный объем реставрационных проектов в портфеле заказов. Конечно, это связано с высоким профессиональным уровнем работ бюро в данном сегменте, а также с бэкграундом самого Н. Явейна, занимавшего в конце 1990-х — начале 2000-х гг. пост председателя петербургского ГИОП. В то же время нельзя сбрасывать со счетов и значимость предлагаемых специалистами бюро нестандартных идей и в этой весьма консервативной профессиональной области. Достаточно вспомнить размещение ресторанно-развлекательных комплексов гостиниц в павильонных структурах, вынесенных во внутренние дворики — например, в строящейся гостинице Accor на Марсовом поле, или выдвинутый бюро метод вероятностного приближения к историческому архитектурному решению в результате организации библиотеки элементов декора и столярных заполнений в рамках проекта реставрации и приспособления корпусов Большого Гостиного двора.

В «Студии 44» единовременно в работе находятся более десятка объектов. Понятно, что при такой плотности не может все, что движется, в обязательном порядке выходить за рамки профессиональной повседневности, нести в себе потенциал той самой концептуализации. Тем более что МКД в его массовой версии в качестве безусловного лидера сегодняшнего российского рынка недвижимости никто не отменял. Однако и в этом донельзя коммерциализированном, если не сказать — стерилизованном, застройщиками разделе Н. Явейн из раза в раз изыскивает возможности избежать проектного автоматизма. Это может быть чередование объемов — скобок и полуциркульных в плане, образующих морской фасад города (проект жилого комплекса в южной части намыва на Васильевском острове), отсылка архитектуры жилых корпусов к фортификационным сооружениям бывшего города-крепости (жилой комплекс «Фортеция» в Кронштадте) или ковровая разделка фасадной кирпичной поверхности (жилой комплекс «Монополист» на Кирочной улице).

В заключение нельзя не заметить, что если западные звезды, нацеленные на выдачу на-гора эксцентричных проектных идей, пребывают в тепличных условиях — к ним и обращаются отнюдь не за архитектурными трюизмами, то «Студия 44» находится в кислотной среде российского девелоперского бизнеса, и к ним за архитектурными эскападами приходят раз в год по обещанию. Тем не менее вышеприведенный перечень концептов можно продолжить — и это только за минувшее пятилетие…

Автор текста: Дмитрий Фесенко
(Заставка) Проект Национального центра физики и математики в п. Сатис Нижегородской области. 2021 г. Архит. Н. Явейн, Е. Новосадюк, А. Лаврухин и др.

 


Н.Явейн на презентации издания «Студия-44». Проекты и постройки 2017-2022».

 


Проект музейного комплекса «Центр промышленного прогресса» в Выксе. 2022 г.
Архит. Н. Явейн, С. Падалко (АМ «Витрувий и сыновья»), Е. Криштопчик, Д. Яковлев.

 

Проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда». Победитель конкурса. 2017 г.
Архит. Н. Явейн, И. Кожин, Д. Андреева и др.

 

Проект Музея городского электрического транспорта, реставрация ОКН регионального значения, на Васильевском острове. 2022 г.
Архит. Н. Явейн, В. Зенкевич, А. Федоров и др.

 

Проектное предложение по общественно-деловому центру на Королевской горе в Калининграде. 2021 г.
Архит. Н. Явейн, И. Кожин, И. Григорьев и др.

 

Проект Музея современного искусства в Уфе. 2021 г.
Архит. Н. Явейн, Е. Новосадюк, Б. Немцев и др.

 

Проект Национального центра физики и математики в п. Сатис Нижегородской области. 2021 г.
Архит. Н. Явейн, Е. Новосадюк, А. Лаврухин и др.


Проект офисного здания Jet Brains на Приморском проспекте. 2019 г.
Архит. Н.Явейн, Е.Новосадюк, М.Логачев и др.

Жилые дома «Патио» и «Курдонер» в Пскове. 2020 г.
Архит. Н. Явейн, В. Романцев, Е. Купцова и др.

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о