СОБИРАЯ КУЛЬТУРНЫЕ СМЫСЛЫ. Памятник А.Пушкину и Н.Гончаровой установлен на Полотняном заводе
В поселке Полотняный завод Калужской области перед главным домом усадьбы Гончаровых к 225-летию со дня рождения А.С.Пушкина был открыт памятник народного художника СССР О.К.Комова «Александр Пушкин. Наталья Гончарова». Он ждал своего часа более 30-ти лет.
Поселок городского типа Полотняный завод расположен к северо-западу от Калуги в получасе езды. Название поселка восходит к парусно-полотняному и бумажному производствам, которые были основаны в излучине реки Суходрев калужским купцом Т.Карамышевым в конце 1710-х — начале 1720-х гг. по именному приказу Петра I. В 1730-е гг. мануфактуры перешли в руки его компаньонов А.Гончарова, прапрадеда Натальи Гончаровой, и Г.Щепочкина, построивших во второй половине XVIII в. рядом с заводскими постройками усадебные комплексы, которые в результате реконструкции в конце столетия приобрели классицистические черты.
Усадьба Гончаровых связана с именами многих заметных деятелей российской истории — Екатерины II, М.И.Кутузова, Н.И.Пирогова, но открывает этот перечень, конечно, Александр Сергеевич Пушкин, который гостил в усадьбе в 1830 и 1834 гг.
В 1925 г. Полотняный завод получил статус рабочего поселка, население которого в 1960-е гг. доходило до 7,5 тысяч человек, сегодня здесь проживает 5 тысяч жителей. Производство парусного полотна сошло на нет еще в XIX в., а вот бумагу и картон выпускают по сей день, чему посвящена экспозиция музея бумаги — Бузеона, открытого в одном из бывших цехов.
Усадьба Гончаровых сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны. В конце 1960-х — 1990-е гг. она была восстановлена, получив в юбилейном 1999 г. статус музея. Однако в начале 1990-х гг., когда по заказу Министерства культуры СССР скульптор Олег Комов работал над памятником А.Пушкину и Н.Гончаровой, продолжая свою пушкиниану — как он сам называет, жизнеописание поэта, дом и окружающая территория, помимо заводских построек включавшая барочные Спасские ворота, конный двор с воротами, усадебный парк, пушкинскую беседку, наконец, уже в 2010-е гг. воссозданную разрушенную большевиками барочную церковь Спаса Преображения, находились в разорении.
О.К.Комов — один из лидеров «сурового стиля», представитель поколения, пришедшего в конце 1950-х — начале 1960-х гг. Наиболее известным его произведением того времени является скульптура «Стекло» 1958 г. — возможно, самая архитектурная из работ мастера, своей динамикой и противопоставлением геометрических начал отсылающая к нашим 1920-м. Пушкиниана, в том числе памятники А.Пушкину в Твери и Болдино, Пскове и Мадриде, скульптуры, которые можно объединить названием «На смерть поэта», особенностью которых являются многофигурные композиции с музами, воспаряющими над телом умирающего, и поникшей фигурой ангела — относится уже к 1970-1980-м гг.
Комовский памятник А.Пушкину и Н.Гончаровой несет отсвет эпохи 1970-1980-х гг. Образ А.Пушкина трактован не в лоб — он предстает не одной из вершин золотого века русской классической литературы, но скорее как представитель поколения, наследующего эпохе 1960-х — по крайней мере, из нашего далека эта временная привязка видится со всей отчетливостью. Образ Натальи Николаевны, отсылающий к первым десятилетиям XIX в., оттеняет эту перекличку исторических эпох.
В начале 1990-х гг. проект был утвержден, уже была выполнена гипсовая модель, готовая к отливке в бронзе. Но грянул распад Союза, о проекте забыли. В 1994 г. О.К.Комов ушел из жизни. Так гипсовый слепок простоял в его мастерской более тридцати лет. Вдова скульптора и соавтор многих его работ, архитектор Н.И.Комова завещала сыновьям, художнику И.О.Комову и архитектору А.О.Комову, досказать фразу, оборванную на полуслове, установить отцовский памятник А.Пушкину и Н.Гончаровой.
Как признается А.О.Комов, он думал о торжестве справедливости, об установке памятника с того дня, как стал главным архитектором Калуги. Приближался пушкинский юбилей, в начале 2024 г. нашлись меценаты — всего их более десяти человек, которые приняли на себя тяготы по изготовлению монумента. Из гипсовой модели, выполненной в размер еще самим автором, он был отлит в бронзе на литейно-механическом заводе в Дмитрове под руководством выдающегося мастера А.Кардеева. Постамент сделан в Калуге по чертежам А.О.Комова.
25 мая состоялось торжественное открытие памятника в рамках фестиваля, посвященного 225-летию со дня рождения А.С.Пушкина и прошедшего на Полотняном заводе. На нем присутствовали бывший и нынешний губернаторы Калужской области В.В.Шапша и А.Д.Артамонов, зам. председателя Госдумы РФ П.О.Толстой, митрополит Боровский и Калужский Климент и др. Но самое главное — на праздник собрались тысячи горожан и туристов — в поселке невозможно было припарковаться. Так же как и постановочно сфотографировать монумент — рядом с А.Пушкиным и Н.Гончаровой кто-то постоянно норовил себя запечатлеть.
Памятник установлен на небольшой площади перед главным входом в усадебный дом — ныне здание музея. Он смещен с главной оси, к юго-восточному краю площадки, вырастая из невысокого белоснежного постамента. В качестве задника выступает естественный склон. Архитектурную часть — местоположение памятника, постамент, включая начертание шрифта — выполнена А.О.Комовым. С его слов, это великое счастье — стать соавтором своего отца.
Для здешнего музея, коллекция которого формировалась с конца 1990-х гг. и отличается отрывочным характером, памятник А.Пушкину и Н.Гончаровой является важным приобретением. Он не только расширяет музейную коллекцию, но и исполняет роль камертона, собирая воедино культурные смыслы этого места.
Дмитрий Фесенко
Памятник «А.С.Пушкин. Н.Н.Гончарова» на Полотняном заводе в Калужской области. Скульптор О.К.Комов. Архитектор А.О.Комов.
С открытия памятника. 25 мая 2024 г.