Вопреки мировому опыту
Повышение ключевой ставки до 18% и объявленная главой ЦБ перспектива дальнейшего ее роста до 20% подкосила не только жилищное строительство и промышленное производство, включая оборонное, но и реализацию инфраструктурных проектов. Очевидно, единственный выход из рукотворного тупика — госсубсидирование процентной ставки.
Однако исполнительный директор Ассоциации инфраструктурных инвесторов и кредиторов М.Шурлаева указывает, что субсидирование заметно отстает от динамики ставки. «Повышение ставки в совокупности с новыми ограничениями может повлиять на реализацию инфраструктурных проектов, а также сделать механизмы ГЧП и концессий непривлекательными для инвесторов».
По этой причине, как считает М.Шурлаева, в нынешних условиях бизнесу следует сосредоточиться на поиске новых инфраструктурных проектов, их проработке, подготовке предпроектной документации и соответствующих площадок. Дабы при будущем понижении ставки до приемлемых величин быть готовыми к запуску инвестиционных проектов.
Если говорить прямо — предлагается ждать у моря погоды. При том что как в кризисное предвоенное десятилетие 1930-х гг., так и в последние десятилетия, в частности, в конце 2000-х — начале 2010-х гг., практически во всех странах доминировала кейнсианская экономическая политика — активно развивались инфраструктурные программы: строительство железных и автодорог, гидросооружений, воздушных и водных гаваней и др.
Гидроэлектростанция в долине реки Тенесси – один из рузвельтовских мегапроектов 1930-х гг.
Фото: Tennessee Valley Authority