
В настоящее время развернулась работа над Стратегией пространственного развития Российской Федерации.
Антон Минеджян, девелопер малоэтажных комплексов,
юрист по градостроительству
В настоящее время развернулась работа над Стратегией пространственного развития Российской Федерации. Стратегический документ, утвержденный в 2019 г., нуждается в актуализации, а точнее — пересмотре, на что еще при выходе его указывали как спикер Совета Федерации В.И.Матвиенко, так и в Совете безопасности РФ. Тема стратегирования в настоящее время выходит на авансцену общественной жизни — так, в середине июля в Государственной Думе состоялся круглый стол на тему «Совершенствование законодательства в области стратегического планирования и обеспечения пространственного развития», организованный Комитетом по экономической политике. В этой связи АВ публикует статью, в которой на основании сопоставления экономического и пространственного стратегирования делается вывод о важности последнего именно в условиях нашей страны, учитывая ее габариты, разнообразие природно-климатических и социокультурных условий, низкий уровень связности, плотностных характеристик, редеющую расселенческую сеть и пр.
Об основах пространственного развития страны
Пространственное развитие — одно из основных направлений стратегирования развития России, формирующее важнейшие аспекты жизни общества и его безопасности, которая в настоящее время выдвигается на главные роли. Демографическое сжатие, активизация экономических процессов, расширение территории страны, военно-политические угрозы и риски, изменение климата и другие исторические вызовы требуют пересмотра нормативной базы в обоих связанных между собой областях — градостроительстве и экономике. Существующие сегодня основания территориального планирования создавались в иных социально-исторических реалиях, когда международное право превалировало над российским законодательством, а стратегический суверенитет страны не являлся очевидным.
В федеральном законе № 172 «О стратегическом планировании в РФ», которому недавно исполнилось 10 лет, в качестве цели и задач в первую очередь указывается развитие экономики, а не динамика демографических показателей и качество жизни населения России. И это краеугольный камень, целеуказующее положение, определяющее «единство принципов и методологии организации и функционирования системы стратегического планирования» (ст. 7) и всех подзаконных нормативных актов. Такое положение дел должно быть изменено с переносом акцента на гражданина России как главную ценность и богатство страны, устаревшее представление о приоритетности экономической выгоды над комфортностью условий проживания человека, восходящее еще к советской эпохе, должно, наконец, стать достоянием истории.
Благополучие человека как цель и задача безопасности государства и народа должно быть нормативно закреплено в системе стратегических документов. При этом систему стратегического планирования и стабильного развития нашей самой большой в мире страны, площадь которой превышает 17 млн квадратных километров, должны в значительной мере определять приоритеты именно пространственного развития, так как в России экономико-географические факторы (низкая плотность населения, множественность и разнообразие климатических зон, большие расстояния, наличие полезных ископаемых, а также способы их рационального использования) оказываются весьма существенными. Разработка пространственного раздела стратегии развития страны должна исходить из вышеперечисленных объективных обстоятельств и вестись, в том числе, усилиями специалистов в сфере территориального планирования. Пространственное развитие должно регулироваться действительно стратегически, соразмерно продолжительности человеческой жизни. Конституция РФ, Градостроительный кодекс, Закон о стратегическом планировании не содержат норм, относящихся к горизонтам планирования в масштабах жизни поколений, а не изменчивой конъюнктуры экономики и финансовых рынков. Благополучие человека необходимо планировать как минимум на 50 лет, то есть два поколения, нормативно закрепив это положение в законодательстве.
Симптоматично, что Стратегия пространственного развития РФ, утвержденная в 2019 г. и рассчитанная до 2025 г., является лишь подзаконным актом. Трудно переоценить значение данного документа для развития страны, соответственно в системе правового обеспечения он должен занимать место закона, быть включен в перечень основных документов целеполагания — в п. 1 ч. 3. ст.11 ФЗ-172 — Закона о стратегическом планировании.
При этом роль архитекторов как специалистов по территориальному планированию должна быть усилена, особенно в области пространственного стратегирования — по примеру разработки Генеральной схемы расселения Российской Федерации 1994 г., что должно найти отражение во внесении изменений в Градостроительный кодекс и Закон об архитектурной деятельности, подняв последний с уровня отраслевого нормативно-правового акта до уровня системообразующего закона, сделав целью архитектурной деятельности (ст. 1) разработку основ сверхдолгосрочного пространственного развития государства.
Источник фото: housebusinessday.ru