Событие

Архитектура — среди номинантов V Московской арт-премии

В конце октября в медиацентре Парка «Зарядье» открылась выставка номинантов V Московской арт-премии. Премия присуждается за вклад в развитие современного искусства. Произведения должны быть созданы в Москве или посвящены столице. Среди номинантов — художники, композиторы, писатели, кинорежиссеры, театральные деятели.

Архитектура выступает в номинации в паре с изобразительным искусством — всего в экспозиции представлено порядка 20 проектов. Из них — несколько соприкасающихся — тематически или образно — с современной архитектурой.

Яркий графическо-пластический проект «Футбол» К.Батынкова и С.Шеховцова, сводящий воедино центрированность и равновесность спортивного снаряда с динамикой и экспрессией самого спортивного действа. Серия «Порталы» Ф.Инфанте-Араны и Н.Горюновой с их оп-артистскими иллюзионизмом и спецэффектами, достигаемыми набором графических средств. Сюита ушедшего в этом году концептуалиста В.Чтака «Владимир — Ростов-на-Дону — Саратов — Нижний Новгород — Казань», отрабатывающая непресекающуюся железобетонную тему советского микрорайона / постсоветского урбан-блока.

Архитектурно-графическая серия «Порталы и маяки» А.Комова без нажима вписывается в этот художественный контекст, исследуя, интерпретируя и препарируя тему триумфальной арки. Из представленных девяти графических листов всего три не имеют реальной привязки. Остальные осуществлены в дереве и металле — от инсталляций в рамках «Зодчества» до арт-объектов в Калуге, Волгограде и Крыму.

Пара порталов — пока они остаются нереализованными — пережила деконструктивистский надлом, с разрушением традиционно патетического композиционного строя, сбивкой осей, наложением слоев и последующей сборкой нового целого, все так же обладающего русской характерностью. Наряду с канонической, перспективной или звездчатой арками они улавливают исторические токи современности. Результирующую форму с характерными для нее перемешиванием верха и низа, взаимоперетеканием внутреннего и внешнего, взаимопроникновением центра и периферии отличают угловатость, хрупкость, эскизность. В то же время в хаосе линейных пересечений, неожиданных врезок и деформаций можно увидеть лиризм «задворочного» вернакуляра — с отсылкой к известной графической сюите «Про голубятни и все такое».

Ж.Делез и Ф.Гваттари писали о частичных объектах, кирпичах, разбитых вдребезги, остатки которых уже не склеить, не вернуть им былую цельность образа. Мир разъят, диссоциирован на разлетающиеся осколки. Какие-то из них воссоединились на миг в комовских деконструированных порталах.

Экспертный совет объявит победителе пятой Московской арт-премии в конце ноября. Выставка номинантов открыта до 8 декабря.

 


Панно. «Зодчество-2024».