«МАРХИ. КОНКУРСЫ» — от будущего как Будущего к будущему как Настоящему
В Галерее ВХУТЕМАС открылась выставка «МАрхИ. Конкурсы», приуроченная к 275-летию Московской архитектурной школы. Идея выставки принадлежит ректору МАрхИ, акад. Д.Швидковскому, концепция и дизайн выставки — ученику акад. А.Некрасова, его преемнику на посту зав. кафедрой жилых зданий проф. А.Цыбайкину.
В границах камерного пространства галереи автору удалось разместить полтора десятка выставочных подразделов благодаря устройству вбирающей их лабиринтообразной экспозиционной структуры. По сути, получилась ретроспектива конкурсной практики начиная с 1960-х гг., со времен НЭРа, увиденной сквозь увеличительное стекло творчества основных фигур конкурсного движения — преподавателей и студентов, составивших славу института.
Зримой метафорой конкурсного взлета поздне- и постсоветских десятилетий стала подвешенная к потолку, парящая над экспозиционным пространством, старая 2-местная байдарка германского производства, точнее, ее деревянный остов — А.Цыбайкин приобрел артефакт по случаю и размонтировал, «раздел» специально к выставке (в действительности, как уточняет сам автор, история с лодкой носит коллегиальный характер — проф. А.Афанасьев дал деньги, проф. А.Цыбайкин вступил в товарно-денежные отношения, а П.Романов укомплектовал борт парой весел). Татлинская по духу остроносая пространственная конструкция — типа крыла Летатлина — прорезает клубящиеся белоснежные облака архитектурных мечт, выполненные из кусков жатой бумаги.
Внутри прихотливо извивающейся экспозиционной конструкции выгорожены разделы-микрозоны под персоналии — А.Бродского-И.Уткина, А.Некрасова, В.Юдинцева, И.Лежавы, Д.Буша, А.Белова, Д.Величкина-Н.Голованова. Далее — работы двух последних десятилетий: Ю.Григоряна, команды студентов под руководством А.Шутикова и П.Кадлубинского-Ю.Малышевой, А.Яньшина, О.Климачевой, конкурс OISTAT-2003. Наконец, завершающий аккорд — выигранный А.Цыбайкиным и К.Архиповым год назад конкурс на Российский павильон на ЭКСПО-2025 в Осаке (кстати, образ скальпелем взрезающего окружение корабля — оттуда, а если протянуть историческую цепочку далее, то от эйзенштейновского «Броненосца Потемкина»).
При близком, голова к голове, соседстве творческие манеры звезд оттеняют друг друга. Растворяющиеся в таинственной офортной дымке листы А.Бродского и И.Уткина, бесконтурная прецизионная многодельная графика Д.Буша и работавших вместе в ним Д.Подъяпольского, А.Хомякова и С.Чуклова, универсализм А.Белова, распространяющийся в том числе на подачу — от линеарности рапида до прозрачности акварели и вещественности гуаши. И, конечно, макеты А.Некрасова и его студентов, которые невозможно спутать ни с чьими другими, благодаря вшитому в них генетическому коду — пространственным кубикам, из которых набран любой объект, включая нелинейные. Кстати, Д.Величкин и В.Леви в своих графических работах воспроизводят, интерпретируют и развивают эту своеобычную — матричную — эстетику некрасовских макетов.
Перед посетителем разворачивается история отечественной архитектуры и общества со всеми перипетиями конца ХХ — начала XXI вв., препарированная и пересказанная языком конкурсной графики. Линейно-узловые структуры НЭРовцев — от А.Гутнова и И.Лежавы до А.Скокана и В.Юдинцева — задали эволюционный вектор проектам бесконечных городов будущего, захватившим весь мир в 1960-е гг., эру технологического и исторического оптимизма. В бумажных проектах 1980-х гг. — А.Бродского-И.Уткина и А.Белова, И.Лежавы и А.Некрасова, Д.Буша и Д.Величкина — в отличие от двух предыдущих футурологических всплесков, 1920-х и 1960-х гг. — будущее предстает в облике Прошлого, оказывается ностальгически окрашенным: фэнтези приходит на смену фантастике. В 2000-2020-е гг. конкурсные проекты преподавателей и студентов МАрхИ — Ю.Григоряна и П.Кадлубинского, А.Цыбайкина и К.Архипова, А.Яньшина и О.Климачевой, вслед за мировыми футурологическими исканиями начала XXI столетия, все чаще нацелены на проблематизацию и решение насущных утилитарно-практических задач: прекраснодушная эпоха городов-звездолетов и экуменополисов поверх национальных границ скрылась за горизонтом, уступая место чему-то неведомому, сменяющему неуклонно уходящий под воду финансовый капитализм.
К выставке выпущен 200-страничный каталог с развернутыми текстами героев, сотнями проектов, а также их портретами в разных жанрах, скромно названный А.Цыбайкиным альбомом. Сегодня все чаще говорится об отсутствии глубоких широкоформатных исследований поздне-и послесоветского социума, движущих им идей и представлений, акторов, институтов, персоналий и сил — скрытых и явных. Архитектура как достоверный слепок и чуткий сейсмограф социально-политических и экономических процессов — здесь не исключение. Так вот, выставку и каталог можно рассматривать в качестве такого анализа более чем полувекового развития отечественной культуры и общества сквозь призму архитектуры в лице ее опережающего, ориентированного на захват будущего раздела — конкурсной практики.
И раз уж всплыла эта тема, нельзя не сказать, что именно архитектура и именно в ее конкурсном, футурологическом сегменте, решительно отбрасывающем полог, отделяющий будущее от настоящего, предстает в роли своего рода счетчика Гейгера, который регистрирует движение ионизирующих, в смысле — исторических, частиц, улавливает даже легкие архитектурные дуновения и, экстраполируя эти закономерности в будущее, сигнализирует о зарождающемся системном кризисе, надвигающемся крахе существующей социально-политической и экономической модели. Многие проекты наших бумажников, очевидно, вне рацио, поверх их воли, вопиют об этом. То есть архитектуре, помимо ее главной — изначальной — роли организации и обустройства среды жизнедеятельности человека, свойственна еще одна важная общественная функция, а именно — инструмента раннего оповещения о возникающих или только-только возникших внутри общества червоточинах, не переросших пока в явные дисфункции, но грозящих рано или поздно привести социальную систему к тектоническому сдвигу, к коллапсу. В 1980-е гг. это предупреждение власть и общество не услышали…