Выставки

КРЫМ КАК МЫСЛЯЩИЙ ОКЕАН И ПРЕДВЕСТНИК БУДУЩЕГО. С выставки в музее-заповеднике «Коломенское»

Идея выставочного проекта Российской галереи искусств из Севастополя и Министерства культуры РФ «Наш! Путь на пользу» возникла два года назад. Он приурочен к 10-летию возвращения Крыма и Севастополя в состав России.

Экспозиция включает 400 экспонатов из 66 российских музеев, архивов и библиотек. Временной охват — от вхождения Крыма в состав Российской империи в 1783 г. до наших дней. Наряду с живописью и графикой, литературой и кинематографом, сценографией и фотографией, посвященными Крыму, его истории, ратным подвигам, ландшафтам, селениям и городам, населяющим их людям, будням и праздникам, присутствует и архитектура, представленная фигурами первой величины — И.Фоминым, А.Буровым, И.Леонидовым.

В основе экспозиции лежат полотна художников — И.Айвазовского и А.Куинджи, И.Репина и В.Серова, И.Левитана и Р.Фалька, Г.Нисского и А.Дейнеки. Они формируют, по словам главного архитектора выставки Алексея Комова, образ Крыма как безбрежного мыслящего Океана, Соляриса, являющегося не только объектом, но и субъектом исследования и действия, оказывающим влияние на людей.

Экспозиция состоит из четырех основных разделов: «Открытие и освоение», «Райский сад», «Герои» и «Атмосфера», которые задают две взаимоподдерживающих оси — хронологическую и эсхатологическую. Выставка занимает три экспозиционных уровня — от цоколя до обходной галереи, возвышающейся над главным залом первого этажа, что дополнительно подчеркивает положенный в основу творческого замысла восходящий вектор.

Первоначально выставку планировали разместить в Манеже, однако весной она не состоялась, несмотря на наличие готового проекта. ГЭС-2 по понятным причинам ответил отказом. Любезно согласился Музей-заповедник «Коломенское», предоставив свой выставочный комплекс «Атриум».

Перед организаторами экспозиции сразу встал длинный перечень планировочных и технических проблем. Дело в том, что «Атриум» был построен в 1980 г., и это был далеко не лучший образчик позднесоветской архитектуры. Его композиционным центром является квадратное в плане атриумное пространство с его чередой зенитных фонарей — титаническим венчающим и его «младшим братом» — в плане 7×7 м — по центру зала в первом уровне. Последний преследовал сомнительную цель освещения нижнего — подземного — зала.

Наряду с этим есть еще крутая тесная лестница-лаз, ведущая в гардероб, довольно узкая галерея по периметру атриума, не говоря уже о расположенном с торца главном входе в здание. То есть, архитектору пришлось работать с принципиально неприспосабливаемым пространством, уж точно не предназначенным для размещения художественной выставки.

Однако А.Комов, по его признанию, еще на заре своей профессиональной деятельности, работая в бюро АМ Ф.Рожнева, специализировался на особых случаях, связанных с поисками выхода из тупиковых ситуаций. В том числе приспособления неприспосабливаемого.

От архитектурных ошибок приходится изобретательно избавляться. Прежде всего необходимо было устранить прямой свет, противопоказанный при экспонировании живописи — пришлось экранировать фонарь над атриумом, натянув черную непрозрачную ткань. Следующим шагом нейтрализовали уже малый фонарь над подземным залом, обстроив его экспозиционной выгородкой в виде новоявленной доминанты, представляющей собой разувеличенную базу колонны. Над ним возвышается поставленный на попа дисплей, где демонстрируется документальная лента режиссера С.Дебижева «Крым Небесный», подающая полуостров в космической логике, как энергетический портал, связывающий Землю со Вселенной. Он доступен взгляду посетителя с круговой галереи со стороны лестницы.

И все же главным композиционно-пластическим ходом оказывается преобразование пространства из безразлично-изотропного в сложносочиненное многослойное анизотропное, постоянно видоизменяющееся, подвижное — и непредсказуемое, как морфология самого Крыма. Цепочки пергол с экспозиционными выгородками-стендами, выполненные из МДФ компанией «Принц», группируются вокруг композиционного фокуса — куба-основания колонны. Модернистский и неоклассический подходы пересекаются и неплохо уживаются.

Эта геометрия прерывается вертикалью комовского «Потемкинского маяка» из серии «Маяки Русского мира» — обелиска, увенчанного моделью античного храма. Он отмечает вход на лестницу, ведущую на галерею, по периметру которой располагается заключительный раздел выставки — «Атмосфера». В главной роли выступает архитектура, по факту представительствуя от будущего.

Партия архитектуры по объему совсем небольшая. Подборка дореволюционных проектов И.Фомина: террасная застройка приморского города-сада Ласпи, дача-замок Ф.Шаляпина на Пушкинской горе в Гурзуфе, ванный комплекс. Одна из замечательных досок И.Леонидова второй половины 1930-х гг., выполненных в составе команды во главе с М.Гинзбургом в рамках работы над схемой районной планировки Южного берега Крыма и отличающихся целостным видением развития центрального района ЮБК. Проект послевоенного восстановления и реконструкции центра Ялты А.Бурова, датированный 1945 г., с его не принятой тогда профессиональным сообществом идеей расширения набережной и постановки вдоль береговой линии многоэтажных башен-гостиниц, что позволяло сохранить существующее озеленение. Об эволюционной цепочке сменявших друг друга дореволюционных и советских проектов модернизации и развития прибрежных территорий Крыма обстоятельно пишет А.Карагодин*.

В этом же ряду — переосмысление современным художником буровского генплана Ялты с его оригинальной акварельной подачей и обрамлением в виде компаса. А.Гинтовт реидеологизирует язык проектной графики 1930-1950-х гг., перетолковывая ее в собственной авангардно-имперской манере «алое с золотом» и доводя до формульной чистоты. В 2021 г. это полотно появилось в качестве смыслового фокуса одного из спецпроектов на фестивале «Зодчество», который курировал А.Комов.

Впрочем, к мифопоэтической образности обращается не только архитектура. Бок о бок с «Обороной Севастополя» А.Дейнеки размещено полотно М.Чухланцева «Дот, зарастающий маками», написанное в 1960 г., спустя полтора десятилетия после окончания Второй мировой войны, самой кровопролитной в истории человечества. Сегодня, на пороге уже Четвертой мировой, тщета надежд на идеальное общественное устройство — будь то полуостров Крым или Град на холме, прекраснодушных позднесоветских упований «лишь бы не было войны», характерных для краткого межвоенного периода, воспринимается с пронзительной остротой.

*Карагодин А. Фомин, Леонидов, Жолтовский и не только: малоизвестные страницы архитектурной истории Южного берега Крыма —
akaragodin.com/press/maloizvestnyie_stranitsyi