Архитектура

ВОЗВРАЩЕНИЕ В ХАРБИН

Здание Чуан Е на бульваре Золотая река

В текущем 2012 году должна завершиться программа обновления жилой застройки не чуждого нам города Харбина, расположенного на северо-востоке Китая. Согласно масштабным планам городской администрации, начиная с 2000 года, в городе снесено более полутора десятков миллионов квадратных метров трущоб. Стоимость программы оценивается в 1,3 миллиарда долларов.
Когда-то усилиями наших предков Манчжурия со своим центром — Харбином, основанным на рубеже XIX-XX веков русскими строителями Китайской Восточной железной дороги, всего за два десятилетия стала самым развитым промышленным районом Китая. После Октябрьской революции и гражданской войны Харбин в результате переселения Белой гвардии превратился в настоящий русский город и культурный центр, о чём и ныне свидетельствуют сохранённые православные храмы и другие общественные постройки. Миллионное население русских эмигрантов покинуло Харбин только в 1960-х годах, однако нынешнему бурному росту город снова обязан тем, что стал одним из главных перевалочных пунктов в торговле с Россией.
Сегодня строительство в Харбине ведут голландские, немецкие, шведские компании, разворачивая работы на средства европейских инвесторов, открывая широкое поле деятельности и для своих архитекторов. Российское присутствие удалось возобновить проектировщикам московского института МНИИП Моспроект-4, которые в 2008 г. одержали победу в закрытом архитектурном конкурсе Управления городского планирования г.Харбин на масштабную застройку Центра искусств Лунцзян. Административное здание Чуан Е – первая пусковая очередь целой обоймы объектов (выставочного центра и конгресс-центра, здания консерватории), вживляемых в рукотворный ландшафт бульвара «Золотая река» с его системой живописных водоемов. В наше распоряжение предоставлена изначальная — конкурсная — версия здания в контексте живописного благоустройства, дополненная фотографиями постройки.

Встретить друга, прибывшего издалека,
разве это не радостно?
Конфуций. Лунь Юй (Беседы и Суждения)


Красота и добродетель Архитектуры.

Для реализации программы обновления застройки власти Харбина выделили два свободных участка по 10 кв.км на запад от города по обе стороны реки Сунгари. На южном участке и разместился рассматриваемый комплекс. Здесь были распланированы кварталы, проведены 6-полосные проспекты с дорожными развязками, проложены инженерные коммуникации. Комплексная разноэтажная жилая застройка решена довольно плотно (в некоторых кварталах высота зданий достигает 30-50 этажей), однако при этом большое внимание уделено открытым общественным пространствам. Одно из них – ландшафтно-рекреационная территория «Золотая река», на которую своим восточным фасадом-экраном и выходит новая русская постройка.
Золотая река – неслучайный образ в проекте обновляемого пространства Харбина. Подобно всемирно известной Хуанхэ, местная река Сунгари, впадающая в Амур, тоже несёт в своих водах желтоватый цвет взвешенных грунтовых наносов. Как отмечают авторы проекта, «Золотая река – это многоцветное, многомерное и разнородное пространство бульвара. Это экспрессивное сочетание, пересечение, наложение друг на друга различных средств современного ландшафтного словаря: водоёмов, жёстких и мягких покрытий и мощений, газонов, цветников и рощ». Изящная графика конкурсного проекта демонстрирует все перечисленные нюансы многослойного пространства бульварного ландшафта, в котором значительная роль отведена искусственным водоёмам. (Реализованная версия благоустройства более суха и геометрична – это мы видим на аэрофотосъёмке).
Созерцание изящно-концептуального харбинского проекта возвращает нас во времена «бумажной архитектуры» 1980-х гг., когда те же московские архитекторы занимали призовые места в регулярных международных конкурсах журнала «Japan architect». Имена Дмитрия Буша, Дмитрия Подъяпольского, Александра Хомякова в списке авторов проекта сегодня дополнились перечнем молодых имён. Однако перейдём к их проекту.
Главный фасад административного здания Чуан Е представляет собой вогнутую поверхность, напоминающую кровельный скат китайской пагоды. Специалисты считают, что в Китае такие изогнутые крыши появились не ранее эпохи Тан (618-907 гг. н. э.), а приподнятые края кровель объясняются особенностями скрепления бамбуковых конструкций. Но существуют и аэродинамические истолкования этой формы, согласно которым загнутые кверху углы кровли оберегают здание, то ли от порывов ветра, то ли от злых духов.
Если изогнутые кровельные поверхности китайских пагод обращены к небу, то вогнутый фасад-парус здания Чуан Е предназначен взору земных обитателей. И его поверхность изначально трактуется авторами как гигантский информационный экран в форме сегмента сферы радиусом 60 м и высотой 23 м (общей площадью 2400 м2). Изображения на медиаэкране – это своеобразные видеоотчёты о жизнедеятельности управления, его информационная доска. В проектной версии предполагалось светодиодное решение поверхности гигантского монитора, в итоге, по словам авторов, предпочтение было отдано внешнему проектору. На представленном изображении дискретного фасада-экрана угадывается счастливое лицо не известной нам китайской девушки. Почему она? Видимо, такое красивое лицо архитектуры – красноречивый результат заботы городского управления о населении.
Если говорить о содержании или интерьерах сооружения – все офисные помещения группируются вокруг двух дворов-атриумов (большого и малого). Таким образом, сюда открывается внутренняя жизнь делового объекта.
Проектом предусмотрены два параллельных входа в здание: левый — в управление строительства и развития нового района (большой атриум), правый – в исполнительное бюро и приемное отделение (малый атриум). Кроме того, существуют дополнительные входы-выходы: в бюро пропусков, эвакуационные, загрузка столовой. На первом этаже остеклённой архитектурной этажерки располагаются офисы, архив и читальный зал. На втором этаже предусмотрены крупные офисные пространства управления; на третьем – офисы и кабинеты руководства. Четвёртый, верхний уровень занимают спортивный зал, большой и малый конференц-залы, столовая. Связь между этажами осуществляется через обособленные лестнично-лифтовые узлы.
Непосредственный участок объекта достаточно компактен. Конкурсным проектом было решено благоустройство площади перед двумя входами с использованием декоративных водоёмов и цветников, отвечающих общей теме ландшафтного оформления Золотой реки. В настоящее время большую часть площади занимают автостоянки.
Немного о конструктивной основе здания. Это монолитный железобетонный каркас с сеткой колонн 8,5×8,5 м. Высота первых трех этажей принята равной 3,6 м; для залов верхнего этажа — 4,8 м. Фундамент здания – монолитная железобетонная плита. Колонны, перекрытия, лестницы, пан¬дусы выполнены в монолитном железобетоне. Кровля – плоская совмещенная с выпуском в ливневую канализацию. Перекрытия большого и малого атриумов образуют металлические фермы с сечением в форме чечевичного зерна и пролетом, соответственно, в 17 и 8,5 м. Наружные стены постройки – структурное энергосбе-регающее двухслойное остекление.
В соответствии с последними зелеными тенденциями в здании предусмотрены современные энергосберегающие инженерные технологии. Водоснабжение, отопление и электроснабжение комплекса решаются от городских сетей. Хозяйственно-бытовая, производственная и дождевая канализация решена по раздельной схеме. Все помещения оборудо¬ваны системой приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением, а также кондиционированием. По утверждению авторов проекта, в энергосберегающей системе вентиляции и кондиционирования задействован, в том числе, и полый остеклённый экран-монитор главного фасада. Налажены комплексные системы «умного дома» -многоуровневой противопожарной безопасно¬сти, диспетчеризации и автоматизации, кон¬троля и управлении доступа, охранного видеона¬блюдения и сигнализации.

Я не встречал еще человека, который любил бы добродетель так же, как красоту.
Конфуций. Лунь Юй (Беседы и Суждения).

Изображение на изменчивом фасаде здания Чуан Е женского портрета – хороший повод поговорить о красоте и добродетели (или о форме и содержании).
Когда-то, в 1950-х гг. (до периода «большого скачка») советское социалистическое государство имело тесные дружеские связи с Китайской народной республикой, помогая становлению промышленности, а заодно – воплощению идеи «городов-садов» с микрорайонами и комплексной комфортабельной, спроектированной с учётом национальных традиций, застройкой. Тогда же появилась и популярная песня В.Мурадели на слова М.Вершинина «Москва – Пекин».
В Новом Китае работало множество советских специалистов. По воспоминаниям моей знакомой, родившейся в пригороде Пекина, их семья проживала в комплексе пятиэтажных домов, предназначенных специально для русских. Вслед за китайцами все называли дочь советских специалистов Мей Ли, что значит «красивая», хотя её настоящее имя – Людмила (что и означает признак добродетели). Эти воспоминания не случайны: у девушки с фасада-экрана тоже должно быть два имени. Конечно, речь идёт о свойствах архитектуры.
В современной архитектуре Харбина добродетель почитаема не менее чем красота. Застройка, предназначенная для современного «среднего класса» (включающая широкий диапазон квартирных цен и комфорта), в значительной мере отвечает воззрениям китайского философа Конфуция. Кун Фу-Цзы сформулировал свои этические идеи в эпоху крушения империи Чжоу как противостояние междоусобным распрям, продажности и алчности чиновников, бедствиям простого народа. Основы гармоничного существования государства и его подданных, заложенные в практической философии конфуцианства, кажется, снова (и с наглядным российским участием) продолжают материализоваться в современном китайском градостроительстве и архитектуре.


Ситуационный план.

Административное здание Чуан Е комплекса Центра искусств Лунцзян.
Адрес объекта: Китайская Народная Республика, г. Харбин, район Чунь Ли.
Проектирование: 2008 г.
Строительство: 2009-2010 гг.
Генеральный проектировщик: ГУП МНИИП «Моспроект-4», мастерская №6.
Авторский коллектив: архитекторы – Д.Буш, Д.Подъяпольский, А.Хомяков, О.Гак; при участии – О.Бородин, Ф.Буйнов, Н.Карманов, Е.Козоброд, А.Коняхин, М.Темирбаев, И.Расстегняев
Заказчик: Управление строительства и развития района Чунь Ли (г.Харбин)

Технико-экономические показатели объекта:
площадь участка — 0,99 га
площадь застройки — 0,40 га
площадь благоустройства — 0,59 га
общая площадь здания — 12 278 м2


Схема генерального плана.

План 2-го этажа.
comments powered by HyperComments
comments powered by HyperComments