Градостроительство

АЛЕКСАНДР КУДРЯВЦЕВ: «ГРАДКОДЕКС – ЭТО ГЛАВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЛИКВИДАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ…»

По итогам Всероссийского градостроительного совещания

26 – 27 мая в Челябинске состоялось Всероссийское градостроительное совещание, организованное и проведенное по инициативе Российской академии архитектуры и строительных наук при непосредственном участии Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям, Министерства регионального развития и Национального объединения проектировщиков. Следует заметить, что специалисты-градостроители собрались на Урале впервые. Мы обратились за комментариями к президенту РААСН Александру Петровичу Кудрявцеву.

— Тема совещания, состоявшегося в Челябинске, звучала как «Аспекты социально-экономического развития России: градостроительство и территориальное планирование». Иначе говоря, подразумевается, что урбанистика следует за геоэкономикой и геополитикой или, по крайней мере, в операциональном смысле пребывает в параллельном режиме. Однако заданы ли эти геополитические и геоэкономические реперы – то, от чего профессия могла бы отталкиваться?
А.Кудрявцев.
Как известно, в 2004 г. был принят новый Градкодекс. Его обсуждение показало расхождение во взглядах авторов Градкодекса и профессионального сообщества в лице Союза архитекторов и Академии архитектуры и строительных наук. Высказывалось немало замечаний по содержанию этого документа. Идеологически он был нацелен на снижение, а то и на снятие административных барьеров на пути инвестиций, а потому внушительный пакет документов прошел в Думе мгновенно – это можно сравнить с преждевременными родами, последствия чего стали сразу ощущаться на практике.
В то же время принятие Градкодекса имело и положительное значение: в нашей стране снова стали заниматься пространственным обустройством страны – от отдельных участков застройки до всей территории страны, где градостроительство всегда играло колоссальную цементирующую роль.
Совещание не случайно проходило в Челябинске. В его работе активное участие принимали местные градостроительные службы, которые представили схему терпланирования области, включая раздел, посвященный агломерации. Генеральный план города актуализирован и действует. Так что участие в Совещании руководства города с их опытом позитивно окрасило работу Совещания, наглядно продемонстрировав результат, возможный при понимании важности градостроительной деятельности для экономического развития региона и согласии власти, градостроительных инстанций и бизнеса.
На встрече руководителей органов архитектуры и градостроительства присутствовали представители более сорока регионов РФ. Подобная форма работы позволяет вырабатывать единые подходы к разработке граддокументации, корректировке и развитию Градкодекса. Следующий шаг – донести мнение профессионального сообщества до органов власти. И это уже не отдельная позиция Академии или НОП, а солидарное видение людей, заинтересованных в том, чтобы градостроительство продемонстрировало свой ресурс в социально-экономическом развитии страны.


Президент РААСН А.П.Кудрявцев

— В итоговом документе Общего собрания РААСН, состоявшегося в середине мая, обозначены два документа, в подготовке которых Академия и профессия в целом могли бы принять участие. Это, во-первых, схема расселения страны, а во-вторых, схема терпланирования федеральных округов. Опять же – имеются ли реальные предпосылки для данных разработок?
А.К.
В идеале необходимо разработать полный комплект документации, включая схему терпланирования страны, проработать все ее уровни – начиная с муниципального образования, города, района, села. Только в согласии с этими документами можно будет реализовать инвестиции. Граддокументация определяет правовое поведение инвестора, что в дальнейшем позволило бы избежать ручного управления.
Ведь как сейчас происходит процесс согласования? Инвестор идет согласовывать проект, сталкивается с трудностями, замечаниями, тогда он выходит на прямые контакты, и с третьего-четвертого раза проект согласовывается. Если же вся оговариваемая документация будет утверждена, то мы получим регламенты, благодаря которым не придется никуда бегать – все правила игры обозначены. Как однажды остроумно заметил М.Д.Хазанов: «Если у нас появятся такие документы, то мы или будем их выполнять, или пойдем к прокурору». Так работает Европа, США, все страны, где существует градостроительное право.
В настоящее время рынок засорен малопрофессиональными, низкоквалифицированными, демпингующими организациями-однодневками, которые, получив заказ, или исчезают, или передают его другим организациям. Поэтому следует говорить и о качестве граддокументации. А значит, необходима целая армия экспертов, способных оценить качество этих работ.
Во время сессии РААСН в Иваново прошла информация, что для сел, располагающих ограниченными финансовыми возможностями, можно бы разрешить не разрабатывать документы терпланирования, а ограничиться ПЗЗ. Академическое сообщество выразило недоумение по поводу такого решения, в результате которого может начаться эрозия всей пирамиды. Если возможно исключение одного уровня, то почему не отказаться и от других?
Одним из первых пунктов решения челябинского Совещания является настоятельное требование по разработке схемы терпланирования страны, являющейся основой ее социально-экономического развития. Если у нас имеется концепция социально-экономического развития до 2020 г., то мы должны положить ее на пространство.
Сейчас принят ряд документов по развитию регионов. В частности, Дальнего Востока и Забайкалья, но это лишь малая часть территории, которая должна быть обустроена. Нам нужна концепция развития страны, которая использовала бы преимущества нашего геополитического положения.
У профессионального сообщества складывается впечатление, что власть или не очень настаивает на выполнении принятого закона, или не верит в его реализацию, или же не считает необходимым наличие комплекта граддокументации. Неуверенная позиция власти особенно проявилась в ситуации, сложившейся с главным документом страны – схемой терпланирования России, по которой даже было разработано принятое Правительством положение. При этом схема до сих пор так и не разрабатывается. РААСН подготовлено предложение методического плана, основная мысль которого заключена в проведении работ через госзаказ, а не через тендеры и аукционы. Помимо сокращения бюрократических процедур и устранения возможной коррупции, это безусловная гарантия качества.

— Каковы основные цели состоявшегося Градостроительного совещания? Известно, что ежегодно примерно в это же время проходят Совещания главных архитекторов городов и субъектов Федерации? Это попытка расширить формат традиционного Совещания?
А.К.
Необходимое совершенствование Градкодекса, а также происходящее фактическое уничтожение института главных архитекторов городов, на плечах которых лежал контроль за разработку граддокументации и ее реализацию, можно считать причиной созыва Совещания в Челябинске. Предполагается такие совещания сделать ежегодными. На них будут обсуждаться архитектурно-градостроительные проблемы, в том числе внедрение Градкодекса в градостроительную практику, равно как и совершенствование Градкодекса, который очевидно является живым документом.
Время проведения Совещания совпало с обсуждением в Госдуме закона об изменениях в Градкодексе. Надеемся, что советы профессионального сообщества будут учтены и с пользой применены депутатами Госдумы.

— Сегодня в повестке дня стоит проблема саморегулирования – в том числе субъектов профессиональной деятельности, специализирующихся в сфере разработки схем терпланирования, документов зонирования и проектов планировки. Причем САР создан прецедент объединения физических, а не юридических лиц. Ваше отношение к данной проблеме.
А.К.
В законе о саморегулировании сказано, что СРО объединяют только юридических лиц, в отличие от мировой практики, где основу подобных организаций составляют физические лица. Архитектор сам по себе являет творческую единицу.
Как дело обстоит там? Закончив университет, архитектор спустя некоторое время получает лицензию или сертификат, ему присваивается номер, он входит в реестр и дальше живет по законам ответственности перед профессиональным сообществом. Эти объединения, палаты, камеры, институты – признание, прежде всего, профессиональной ответственности архитектора перед самим собой. В нашей стране по каким-то причинам решили сделать иначе.
Градостроители не выделены в отдельную саморегулируемую структуру. Существует Гильдия градостроителей, которая носит самодеятельный характер, что в принципе не возбраняется, но дальнейшее ее развитие не совсем понятно. ГАРХИ, одна из СРО, созданная с подачи Союза охватывает градостроительство и архитектуру, но степень ответственности и профессиональной поруки пока для градостроителей не определена.
Полагаю, что, в конце концов, у нас будут созданы СРО градостроителей по западному образцу. К примеру, в Англии и в Штатах существуют институты планировщиков, функционирующие в режиме саморегулирования – так же как и объединения архитекторов.

— Согласно решению Правительства, срок подготовки граддокументации в очередной раз перенесен – теперь до 1 января 2012 г. В настоящий момент, по разным прикидкам, в состоянии готовности пребывает до 40% граддокументации – как схем терпланирования, так и генпланов и ПЗЗ поселений. По Вашим оценкам, в состоянии ли отечественные специалисты освоить этот объем на требуемом профессиональном уровне в обозначенные сроки?
А.К.
Реализовать требования Градкодекса планировалось до 2006 г. В документе о принятии данного закона Госдумой говорилось, что вступление в силу кодекса не подразумевает затраты из федерального бюджета. То есть предполагалось, что закон начнет работать – необходимо только разработать комплект документов терпланирования.
Далее начали происходить удивительные события. Принятие Градкодекса действительно оживило градостроительную деятельность, но выяснилось, что далеко не все участники в состоянии разработать документы терпланирования, а федерального финансирования на эти цели не предполагается. Количество документов к 2006 г. было настолько незначительно, что рекомендовалось перенести исполнение закона на 2008 г., в 2008 г. – на 2010 г. В 2009 г. было решено отложить сроки реализации до 2012 г. Ситуация осложняется еще и тем, что профессиональные кадры градостроителей, работавшие в советское время, фактически были разогнаны. Появилось множество низкопрофессиональных организаций, которые, получая заказы по печально известному закону № 94-ФЗ, определяют низкий уровень граддокументации.
Полагаю, что, в частности, скандалы, сопутствующие принятию закона об актуализации генплана Москвы 2025 г. и ПЗЗ, связаны как раз с тем, что Москва явилась одним из немногих законопослушных регионов, стремящихся завершить все работы к 1 января 2010 г. А что получилось, то получилось. Большинство же регионов и ухом не повели. Я уже не говорю о генпланах муниципальных образований, потому что, как известно, чем ниже уровень, тем ограниченнее финансовые возможности.
И до сих пор не принято никаких решений по поддержке субъектов, не имеющих возможности самостоятельно подготовить граддокументацию, не предусмотрено никаких административных мер по поощрению и наказанию тех, кто выполняет или не выполняет закон. Поэтому гарантий того, что наши специалисты успеют охватить объем до 2012 г. по-прежнему нет. Три раза уже отсрочивали, почему это не воспроизвести в четвертый раз?
Ясно, что градостроительная документация – это главный инструмент ликвидации административных барьеров. Значит, кому-то выгодно, чтобы эти барьеры сохранялись…

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о