Без рубрики

Надежда умирает последней, или как союз пытался улучшить архитектуру путем законодательства

Любой юбилей, даже такой странный, как30-летие выделения из недр Союза архитекторов СССР новой организации Союза архитекторов России – это повод не только для торжественных заседаний и банкетов, но и приглашение к обращению к истории и осознанию пройденного пути. Такой анализ может быть интересен и злободневен, так как прошедшие 30лет–это время бурных перемен. «Застой » и «перестройка», строительство капитализма и «переход к рынку», и, наконец, Второе пришествие оного –все это не только влияло на умозрения простых граждан и их бытие, но и отражалось в сознании руководителей страны, их словах и делах. Корни современных проблему ходят в нашу новейшую историю и, если верить, что архитектура есть зеркало социальных процессов, то архитектурное законодательство это уже система подвижных зеркал, колеблющихся вместе с линией тех правящих партий, которые сменяли друг друга в эти бурные годы.
[float=right][/float]
Немыслимое при социализме вмешательство общественной (хотя и профессиональной) организации в дела государственные и, в частности, в их святая святых –законодательство, стало возможным только в годы перестройки.
Как это ни парадоксально для тех, кому сейчас двадцать-сорок, но чем меньше было продуктов на полках магазинов, тем больше было энтузиазма и надежд на перемены. Вера в то, что средствами норм права можно исправить жуткое положение с советской тогда еще архитектурой, родом из тех странных и противоречивых лет.
Формальным днем начала работы Союза над архитектурно-градостроительным законодательством был день открытия (первого и последнего) объединенного пленума правления СА СССР и СА РСФСР 25 октября 1989 года в городе Пенза.
В действительности работа началась на два года раньше с образования подготовившего этот пленум Совета по архитектурно-градостроительному законодательству СА СССР.
Очень показателен даже перечень рассматриваемых на этом пленуме документов: Проект Основ градостроительного законодательства СССР и союзных республик, Примерная структура Градостроительного Кодекса союзной (автономной)республики, Городской архитектурно-градостроительный Устав, Проект Положения об эскизном архитектурном проекте, проект Положения об архитекторе-авторе проекта.
Первые документы создавались на абсолютно пустом месте, так как ни одного закона по градостроительству и архитектуре до этого не было более семидесяти лет, создание законодательной базы в правовом вакууме при полном отсутствии судебной практики и тотальной правовой безграмотности похоже на строительство здания без фундаментов.
Единственными ориентирами в те годы был разнообразнейший мировой и дореволюционный российский опыт регулирования градостроительства и архитектуры, который надо было в авральном порядке изучить и, что важнее, отделить «зерна от плевел» – принципы от национальных особенностей.
Отсюда несовершенство и не полнота таких скороспелых законов, которые , к тому же, не очень ложились на нашу почву сее особым совковым менталитетом. В таких условия х, преодолевая непонимание , в первую очередь, строителей и всеобщее невежество, в самом конце1980-х создавался фундамент того , что сейчас стало обычным и даже рутинным .
Началась работа по становлению системы персональных мастерских при Союзе архитекторов–частные мастерские были еще запрещены, а закон «Окооперации» еще непринят. Для отбора руководителей таких «ведомственных » мастерских была введена их аттестация , трансформировавшаяся в последствии в лицензирование архитектурной деятельности. Разрабатывались первые Положения о стоимости проектных работ(услуг архитекторов и инженеров), завершившие сяв1994-году утверждением Министерством строительства Российской Федерации справочника Базовых цен на проектные работы для строительств(в процентах от стоимости строительства).
В эти же годы в первые заговорили (о ужас!)об интеллектуальной собственности. С участием Союза коренным образом перерабатывалось законодательство об авторском праве и смежных правах.
Вопрос о законе «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» был поднят только после1992 года еще в экзотической форме проекта закона «Об основах архитектурной деятельности в Российской Федерации». Эти «основы» сгорели вБеломДомев1993 году в месте со всеми согласованиями и обоснованиями. Но копии остались в личном архиве автора этих строк, что послужило основой для скорейшего написания и согласования нового закона для новой Думы.
То, что этот закон был принят уже через два года не историческое чудо, а стечение ряда обстоятельств.
Первое–измученная бесконечным и реорганизациями и «рокировочками» высшая строительная бюрократия , очень ревностно относившаяся к бесспорности своей главной роли в советском градостроительстве, не смогла организовать достаточно организованного сопротивления , ограничившись отдельными подножками и подтасовками. Для примера,в вышедшей в те годы первой Российской архитектурно-строительной энциклопедии слово «архитектор» переводилось с греческого как «плотник». Ведь пережить то, что архитектор–это главный строитель, тогдашнее руководство отраслью не могло. В советской действительности все было наоборот. В этих условиях удалось даже найти союзников нового закона в лице архитекторов– заместителей министра Министерства строительства.
Второе–относительное единство всего архитектурного цеха, при котором все существовавшие тогда архитектурные организации: РААСН, МААМ, МАСА и Совет главных архитекторов–с некоторыми оговорками, но поддержали новое законодательство. Организованной внутренней оппозиции в Союзе тогда еще не было–разделение членов Союза по идеологическим приоритетам на партию «профессионалов» и «бизнесменов» тоже еще не оформилось. Это позволило весьма оперативно провести целый ряд конференций и обсуждений, собрав с 60 регионов замечания и предложения к закону, большинство из которых в принципе одобряли его основные положения .
И третье, главное обстоятельство– разношерстный еще(как и должно быть в демократическом государстве), не управляемый сверху парламент мог свободно проголосовать за любой закон, если не «поуму», то, по крайней мере, «по демократической душе», не особо озабочиваясь, как к этому отнесутся (тоже демократы) на Старой площади.
Законы «Вечевой Думой » принимались примерно на такой волне: Люба вам свобода? Люба! Люба свобода архитекторов? Люба! С принятием закона началось законное создание системы лицензирования архитектурной деятельности физических лиц при параллельном существовании системы лицензирования проектной деятельности юридических лиц.
Начиная с Москвы, прошли выборы главных архитекторов ряда городов. Преодолевая яростное сопротивление директоров старых институтов, стала быстро развиваться и расти система частных мастерских архитекторов. В этих мастерских уже не возникал вопрос, кто тут главный строитель, но гораздо важнее, что этот вопрос перестал возникать у заказчика, уже непомнящего, в своей массе, социализма.
Но здесь опомнилась и отыгралась высшая строительная бюрократия. Чтобы закон заработал в полную силу, Минстрою необходимо было принять 12 под законных актов, указанных в законе. Откровенный саботаж Минстроя под лозунгом «Закон неправильный, и мы его не будем выполнять» не позволил принять ни одного акта! Вот видите: закон неправильный и по этому он не работает – громче всех кричалите, кто его обворовал. Но закон все же работал –хотя бы идеологически.
Сейчас можно с уверенностью утверждать, что это был краткий исторический миг отимистических надежд на решение всех проблем нашего цеха через закон. Однако аналогичная мысль укрепилась и у новой партии «РРРР» –Радикальных Рыночных Реформ России: рынок можно насильственно и ускоренно внедрить через новое жесткое законодательство. Цена весьма сходная–отказ от свободы в пользу управляемости и глухота к различным воплям общества от пенсионеров до авиа диспетчеров.
Дата рождения новой идеологии–1 января 2000 года. Замечательно, что первым законом, на который было наложено вето новым И. О. Президента РФ, был закон «О творческой деятельности и их творческих союзах», дважды принятый Госдумой и Советом Федерации. Представитель Президента, направленный в Согласительную комиссию (собираемую всегда при отклонении закона), только через несколько лет на вопрос: «Почему он бойкотировал работу этой комиссии и тем самым похоронил закон?» признался. Причина отклонения безобидного , на первый взгляд, закона не в формальных замечаниях Правового Управления Президента, а в признании на самом верху…«политической нецелесообразности» этого закона.
Удивительна эта наша родная российская демократия: демократически избранный парламент принимает закон, а И. О. говорит: нет, ребята, вы все ничего не понимаете – только я знаю, что целесообразно для вас, а что нет.
С этого и началось триумфальное нашествие эпохи РРРР, внедряемой через дубину закона.
После молниеносной политической реформы, весьма напоминающей историю с унтер-офицерской вдовой , уже абсолютно управляемый «единый российский» парламент начал штамповать все нынешние радикальные рыночные законы, голосуя не «по уму» и не «по совести», а…«по свистку».
Об идеологии РРРР-ошников я уже писал в АВ №5 за 2011г. Когда возбужденные члены Союза московских архитекторов врываются в мой кабинет и начинают кричать: «Надо что-то делать–профессия архитектора уничтожается! », то я спокойно отвечаю: а разве мы одни? А разве не уничтожают профессии врачей, учителей, ученых , инженеров, –машино- , . авто- , авиа- , судостроителей, энергетики, транспорта и т. д. и т. п. Любых профессионалов!
Все чрезвычайно просто, так как чем проще мысль, тем легче она доходит до начальства. Ему, начальству, смысл жизни российских профессионалов вообще непонятен, ибо деньги в виде прибыли, налого в (или взяток) несут ему не профессионалы, а опора рыночной экономики –менеджеры, занявшие все ключевые посты в бывшем народном хозяйстве, забившие все коридоры власти всех уровней.
В еще ненаписанной истории российского менеджмента наверняка будут отмечены две его характерные особенности. Во. первых , родом он из КПСС, которая привыкла бросать кадры партийно-хозяйственных руководителей то в торговлю, то в сельское хозяйство, то в искусство.
В отличие от Генри Фордов и Стивов Джобсов, бывших талантливыми профессионалами, наши «топ-менеджеры» легко перебрасываются с банковского фронта на атомную энергетику, с энергетики нананотехнологии. Менеджер для власти–это комиссарры ночной идеологии.
Вторая особенность нашего менеджмента–его отношение к специалистам. Будучи по природе посредником, менеджер больше всего на свете боится прямых связей производителя. Профессионала с заказчиком–владельцем. Для менеджера специалист не только конкурент, но и враг, мешающий получать при-быль любой ценой , например, запуская на недопустимых режимах турбины на Саяно-Шушенской ГЭС.
Отсюда настойчиво внушаемая начальству мысль о том, что всероссийские специалисты включая архитекторов и инженеров) – плохие и попадающие на хорошо удобренную почву призывы обращаться только к западным спецам.
Ездят власть предержащие на западных машинах, летают на западных самолетах, плавают на западных яхтах, семьи их учатся, лечатся и живут на Западе! И, естественно, хотят жить и России в зданиях, построенных только по западным проектам. В России они только получают деньги для всего этого-от менеджеров! И ломают голову, как избавить себя от хлопот по выживанию большинства местных туземцев.
И тут идеология РРРР-ошников просто спасительна! Надо строить не просто капитализм и ни в коем случае не «капитализм с человеческим лицом» типа шведского, а именно самый, самый , самый ЛИБЕРАЛЬНЫЙ КАПИТАЛИЗМ, при котором все, что не выдерживает конкуренции с Западом, не приносит прибыли, не может выжить самостоятельно, должно просто УМЕРЕТЬ. Желательно не досаждая властям своими назойливыми мольбами о жизни. Это относится, в первую очередь, к инвалидам, пенсионерам, ученым, творческим деятелям–и их творческим союзам особенно.
Когда все недюжинные силы всех слоев общества в дребезги разбиваются о непреклонное желание власти во что быто ни стало сохранить самый коррупционный закон в истории России–Федеральный закон «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» – ФЗ. 94, становится ясно, что это не ошибка или недоразумение, а СИСТЕМА.
Это система, состоящая из РРРР0ошных радикальных законов: «О техническом регулировании», Земельного, Водного и Градостроительного кодекса со всеми его «саморегулируемыми» извращениями; закона «О саморегулировании», насильственно внедренного в строительство и во
все иные области экономики из той самой либеральной спекулятивной модели капитализма. Из этой системы и принятый Госдумой 22ноября во втором чтении законов несении очередных поправок в Градостроительный кодекс о возможности строительства в России по иностранным проектам без всяких экспертиз, согласований, сертификации продукции и СРО? Просто вслед за машиностроителями, авиастроителями, автомобилестроителями и судостроителями пришла очередь архитекторов, инженеров строительства и самих строителей.
РРРРошники уже всех нас разделили на «белых » и «черных». Это продуманная, настойчиво реализуемая СИСТЕМА, внедряемая через законодательство, суды, полицию, налоговую службу и прокуратуру. Система уничтожения профессионалов в России с целью превращения ее в простой (но прибыльный для3-х процентов населения) сырьевой придаток Запада. И новый закон «Об образовании» направлен, по признанию одного из топ-менеджеров Минобразования, именно на создание такого «ОТВЕРТОЧНОГО ГОСУДАРСТВА». В таком государстве нет и не может быть НИКАКОГО законодательства о какой — либо профессиональной деятельности (кроме деятельности, непосредственно обслуживающей рынок).
Новые люди, пришедшие вместе с Д. А. Медведев а в Госдуму, правительство и министерства, проявили осторожный интерес к законам о профессиональной деятельности.
На волне этого интереса был разработан новый закон «О государственной поддержке творческой деятельности в РФ», «О публичных конкурсах» (с целью возрождения уничтоженных ФЗ. 94 творческих конкурсов), новая редакция закона «Об архитектурной деятельности».
Начались разговоры о необходимости коренного изменения закона «О техническом регулировании», Градостроительного кодекса и даже 94-гозакона! Но РРРР-ошники заблокировали все подобные попытки, не допустив в последние четыре года изменений ни в одном РРРР-ошном законе.
Возвращаясь к надежде: можно констатировать–она в реанимации, но вряд ли переживет неотвратимо надвигающееся вступление РФ в ВТО.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о