Без рубрики

Тема года 2006: круглый стол по развитию Подмосковья

В начале октября по инициативе редакции «Архитектурного вестника» в «штаб-квартире» управления градостроительным развитием Московской области — Главархитектуре МО — состоялось обсуждение перспектив и проблем развития столичного региона, ставшее предварительным итогом цикла «тема года» АВ в 2006 г.
Дискуссия была организована в форме «круглого стола». Хотя геометрия его поверхности несколько отличалась от идеальной окружности (см. фото), это не помешало действительно демократичному, открытому и искреннему обмену мнениями. Как результат, изначально предложенный редакцией набор тем, включавший сценарии системы расселения московского региона, проблему транспортного коллапса и возможности его преодоления, «множественность образов» подмосковного жилища, был значительно расширен.
Круглый стол по проблемам развития Подмосковья

Благодаря состоявшемуся обсуждению, руководителям различных по своему профилю организаций и ключевым экспертам (см. список участников), по многим позициям отстаивавших несхожие или даже противоположные точки зрения, удалось сопоставить разнообразные доводы и аргументы и очертить круг альтернативных подходов к решению как уже очевидных проблем Подмосковья, так и к предотвращению скрытых угроз — о них, в частности, говорил гл. редактор «Вестника» Дмитрия Фесенко, сославшись на «алармистские» прогнозы ближайшего будущего Подмосковья. Кроме того, целый ряд новых, подчас неожиданных, идей, конкретных предложений и аналогий с опытом развитых и развивающихся стран стали основой для лучшего понимания различий в сложившихся взглядах и мнениях и позволили направить дебаты по новому руслу, избегая таким образом повторения старых стереотипов.
Подробно результаты обсуждения и комментарии к нему будут опубликованы в 6-ом номере АВ (см. Анонс АВ). Тем не менее, «по горячим следам» ниже публикуется предварительный перечень тем, «выкристаллизовавшихся» во время споров между участниками круглого стола, и по моему мнению, в наибольшей степени отразивших драматизм и неоднозначность наблюдаемой ныне эволюции социальной и территориальной организации земель вокруг Москвы; может быть, не будет преувеличением говорить уже о формирование здесь нового образа жизни и соответствующей ему физической среды. Для уточнения, к каждой из тем даны примеры суждений (не являющиеся, тем не менее, точными цитатами), прозвучавших на круглом столе и сгруппированных в некое подобие условных «тезы» и «антитезы»:

Агломерация:

115.jpg-использовать опыт Москвы; вместе решать кадровые и транспортные вопросы, систему утилизации бытовых отходов; Москва — финансовый центр; …

-агломерация не есть управленческая категория; требуется отход от жёсткой радиально-кольцевой системы; свобода выбора для жизни из 18 новых устойчивых систем расселения; термин провоцирует мышление в рамках центростремительных тенденций; финансовый центр — покажите точно место, где он расположен; ….

Градостроительные кадры:

116.jpg-нужна новая специализация — «градостроитель/урбанист»; где молодые кадры?; …
-потребность в проектах планировки превышает возможности существующих институций;

нужно вести переподготовку архитекторов на курсах повышения градостроителей;…

Деньги:

117.jpg-кто-нибудь просчитывает перспективы, что будет, когда московские деньги выплеснутся в Подмосковье?; специалистов, способных обосновать экономическую эффективность градостроительных проектов (а не просто требуемые затраты), можно пересчитать по пальцам; Звенигород — угроза «стандартных» инвестиций [многоэтажное жильё];….
-должны быть найдены механизмы, позволяющие направить реально существующие деньги на нужды региона; нельзя строить перспективные прогнозы, основываясь только на существующих тенденциях; рост валового регионального продукта МО и темпы развития промышленного производства превысили самые оптимистические прогнозы;…

Люди/Психология поведения:

118.jpg-этнокультурные анклавы вокруг ЦКАД?; бесконечный механический приток населения, на который трудно влиять в масштабах одной области; психологию «окраины» реально переломить невозможно; …

-развитие самодостаточных градостроительных образований мотивирует смену психологии жителей; маятниковая миграция в Мытищах фактически прекратилась; перегруженность «вылетных» магистралей в обоих направлениях уже свидетельствует об ином характере размещения мест приложения труда;…

Транспорт:

119.jpg-дефицит транспорта как следствие дефицита идей; в Страсбурге — скоростной трамвай, а во Вьетнаме — скутеры, и больше нет пробок. Попробовать в МО?; нужно совершенствование программ развития общественного транспорта;…

-отставание в плотности сети автодорог от европейского уровня — в разы; транспортная инфраструктура не развита ни в Москве, ни в ближнем Подмосковье (особенно местного уровня); транспортная сеть страны в целом не соответствует новым требованиям; …

Города/жильё:

120.jpg-как быть с ветхим деревянным, но исторически ценным фондом; хуже всего многоэтажное и панельное жильё; в Европе — 5–6 эт, у нас — 16–18 эт, а в Китае — от 25 эт.; …
-Мытищи и др. подмосковные города: подтягиваются к «европейскому» облику центра (благоустройство общественных пространств, работа с городскими деталями); Московский курс на сверхуплотнение — не для МО; массовое жилье в Подмосковье не должно быть многоэтажным и панельным; …

Дальнейшее обсуждение продолжается уже на сайте АВ — вышеприведённые темы помещены в раздел голосования для проведения рейтинговой оценки (вы можете отметить в качестве ключевых любое кол-во из приведённых тем). Предположительно через месяц будут подведены итоги и определена градация перечисленных факторов по их значимости с точки зрения аудитории сайта. Нам важно знать ваше мнение для развития начатой дискуссии и поиска профессиональных решений поставленных проблем.

При подготовке сообщения использовались материалы, предоставленные Андреем Ивановым.
Фото: АВ, Современный дом, Сергей Шорохов, http://www.e-architect.co.uk, Комсомольская правда, Газета.ру, АиФ,

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о