Дизайн

Венские классики. Первая неделя дизайна в столице Австрии

В этом году с 3 по 21 октября в Вене стартует первая Неделя дизайна. Даже странно, что на родине венского стула, который считается едва ли не первым предметом массового производства в дизайне вообще, до сих пор не было своего фестиваля. Неделю дизайна устраивать сейчас модно. Смысл непрерывной круглосуточной тусовки сродни эффекту погружения в иностранный язык. За один присест можно и город изучить, и главные адреса освоить, познакомиться со всеми нужными людьми.

Кафе в концептуальном дизайнерском бутике Das Moebel.

Австрийцы, нужно отметить, переплюнули всех по продолжительности этой самой «недели», которая на самом деле продлится больше двух недель. Да и месяц в сравнении с графиками других международных выставок выбран удачный – октябрь. В Европе в это время проходят только Биеннале. Между Биеннале в отличие от коммерческих выставок перемещаешься обычно без спешки, поскольку они длятся по месяцу. Ключевые октябрьские события во французском Сент-Этьене и бельгийском Кортрейке случатся только на следующий год. Так что Вена к посещению обязательна. Чем же она собирается угощать кроме миндальных пирожных, кофе по-венски, Гайдна, Моцарта и Бетховена?

Интерьер одного из залов дизайнерского бутика Das Moebel.

Традиционно здесь сильный графический дизайн. Было бы не большим преувеличением сказать, что мир гламура и глянца своим существованием во многом обязан венским художникам и декораторам. Большая часть из них эмигрировала в период между мировыми войнами в Соединенные Штаты. Там они создали легенды о журналах Esquire, Harper’s Bazaar и других. Мало кто вспоминает, что именно австрийцы привили любовь к тонкой шутливой линии, без которой сейчас не обходятся страницы модных журналов. А между тем прихотливая линия у венских дизайнеров остается главным выразительным средством и по сей день. Достаточно посмотреть на вывеску галереи Walking Chair. Буквы повторяют очертания стула. Часть линий «выскакивает» за положенные им общей композицией рамки, намекая тем самым, что они действительно «гуляют, где хотят». Такой подход применяется и в предметном дизайне. У студии BKM он стал едва ли не системным. То у стула в сторону «выпрыгнет» спинка, то сиденье. Прыжки эти строго функциональны. На выступы удобно вешать сумки, рюкзаки и портфели, а что-то наподобие «флюса» у сиденья означает, что небольшую дамскую сумку не нужно пристраивать рядом с собой на столе, что редко выглядит естественно и вежливо, либо же на полу возле ножек.

Стол Twist дизайнерской группы For Use.

Помимо линии австрийцам нравятся оптические эффекты и «обманки» вроде вписанного в круглую тарелку квадрата, а также совмещение реалистического и абстрактного. Со времен Климта развлечение «найди лицо в потоке из золотых квадратиков» до сих пор не надоело. Занятно, что дизайн в Вене в сознании самих же дизайнеров отождествлялся с декором. Здесь не было ничего похожего на британский рациональный подход и визуальную аскетичность. Вероятно, имперское прошлое города никогда не позволит Вене стать бетонной, квадратной и функциональной. Хотя некоторые попытки внедрить рациональный подход в оформление окружающей среды имеют место.
Составить расписание визитов недели дизайна лучше заранее. По крайней мере, можно определиться с ключевыми точками, а на месте уже найдете подробную карту с маршрутами и иллюстрированный гид. Обязательны к посещению залы аукционного дома Dorotheum и все основные выставочные площадки. Это Музей декоративных искусств MAK, где находятся богатейшие собрания дизайнерских предметов и регулярно проводятся выставки выпускников профильных институтов. Это Музей Лихтенштейна, где само здание заслуживает отдельного изучения на пару часов. Это потрясающая экспозиция имперской мебели и мебели в стиле «бидермайер». Именно этот стиль по сравнению с остальными прижился в России и до сих пор остается идеальным воплощением «старых добрых времен». Нельзя пропустить концептуальный бутик Das Moebel и упоминавшуюся студию Walking Chair.

Набор столовых приборов по дизайну Патрика Рампелотто.

Про последних еще можно рассказать много занятного. Если увидите владельцев этой галереи, обсуждайте дизайн за граненым стаканом водки и соленым огурцом. Дизайнеры без ума от песен Высоцкого и споют с вами дуэтом на чистом русском языке. Но, разумеется, интересны они в первую очередь тем, что делают, а не как поют. У них есть модель «гуляющий стул», устроенный по принципу детских игрушек. Толкаешь – он начинает передвигать ногами. Другое изобретение: круглый стол для тенниса с вращающейся столешницей. Этот самый стол и есть подходящая метафора всей Недели дизайна. Играть можно с любого края. Главное – повернуть нужной стороной.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о