www.archvestnik.ru
home sitemap Письмо в редакцию

КОМПЛЕКС ГИМ – КОНЦЕПЦИЯ РЕДИЗАЙНА «НАРУЖНОГО СЛОЯ»

Дореволюционные фотографии российских городов наглядно свидетельствуют о довольно высоком качественном уровне продукции, выдаваемой тогдашней художественной промышленностью (так называлось то, что мы сегодня понимаем под дизайном). Имеется в виду предметный комплекс, наполняющий городской партер – вывески и объявления, таблички и мощение, афишные тумбы и фонари.


Minimalism-2.jpg
Музей Отечественной войны 1812 г. Минималистский базовый вариант.
Главный фасад здания очищается от временных конструкций, точки расположения объектов выбраны в соответствии с направлением движения посетителей, не мешая восприятию. Пропорции и размер того или иного информационного носителя подсказаны структурой и ритмом фасадов, характером архитектурной пластики. Иерархия расположения информационных носителей читается при обходе здания и приближении ко входу. Единый светлый или яркий фон придает лаконичность на контрасте с испещренным деталями и ярким по цвету фасадом. Отсутствие «фона» либо естественный цвет материала инфоблока визуально соединяет элемент с архитектурой. Вертикальные носители на углах здания могут состоять из отдельных частей и располагаться автономно на двух сторонах или же состоять из полносборной угловой конструкции. Использование цельного двусторонне ориентированного носителя возможно для размещения временной, сменной информации. В остальных случаях (для размещения постоянной информации) необходимо применение двух отдельных элементов на каждом из углов здания.


Современный «наружный слой» даже в историческом центре города, не говоря уже о периферии, как правило, уступает тогдашней средовой повседневности, характеризовавшейся целостностью облика. Особенно диссонируют современные малые формы и системы визуальной коммуникации с архитектурным строем исторической застройки. Комплекс Государственного исторического музея – здесь не исключение.
Влад Савинкин с коллегами из кмастерской, получив заказ на редизайн комплекса ГИМ, включающего помимо основногоздания Музей Отечественной войны1812 г. и Покровский собор, тщательнопроанализировали существующую ситуацию – прежде чем сформулировать принципы размещения информацион ных конструкций.
Главная цель, поставленная перед нами – содействовать росту посещаемости музея, вывести сопутствующий предметный слой на качественный уровень существующих музейных экспозиций, обеспечить взаимодействие проектируемых малых архитектурных форм с архитектурой зданий рубежа XIX–XX вв.

5_genplan_analiz.jpg
Проект. Авторский коллектив: В.Савинкин и К-мастерская

Какие рамочные условия мы сформулировали для себя? Мы изначально исходили из того, что исторический статус комплекса Музей Отечественной войны 1812 г. – ГИМ – Покровский собор не предполагает масштабных интервенций в архитектуру. Необходимо было прочертить и проработать различные сценарии поведения посетителей комплекса, варианты доступа к музейным экспозициям – от станций метро, автомобильных парковок, других достопримечательностей.
Мы ориентировались на современные антивандальные материалы, устойчивые к внешним воздействиям – «вечные» по примеру архитектуры комплекса.
Анализ существующей ситуации выявил целый ряд упущений и дефектов, относящихся как к размещению визуальной информации в пределах самих объемов, так и к окружающему партеру, которые нуждаются в исправлении и совершенствовании. В частности:
- отсутствие промежуточного масштаба между объемами зданий и человеком;
- система визуальной коммуникации и навигации разрознена, не согласуется – пластически, визуально, сценарно – с собственноархитектурой;
- монументальные объемы не имеют акцентированных входных зон;
- материал цоколя носит случайный характер,а состояние ступеней входов оставляет желать лучшего.
При этом при проектировании необходимо учитывать имеющиеся ограничения, в том числе:
- обеспечение сохранности объектов культурного наследия, а также недопущение искажения архитектурно-художественного восприятия основных характеристик зданий и сооружений;
- информационные конструкции рекомендуется выполнять в горизонтальном исполнении, размещая их внутри плоских частей фасадов зданий, а не в тягах и других декоративных элементах;
- запрещается установка конструкций на цветниках и тротуарах, если при этом ширина прохода для пешеходов составит менее 2 м.

16_razvertka_2.jpg
Развертка пешеходного пути от метро к комплексу Государственного исторического музея.


Нами проработан ряд стилистически отличающихся базовых вариантов – исторический, минималистский и нетривиальный, он же радикальный.
Исторический характеризуется попыткой включить новые формы уличной мебели в существующий исторический контекст на основании выявленных визуальных связей с окружающей архитектурой. Предполагается использование черненой меди, состаренной стали типа «кортен», слоев металла, наложенных друг на друга для создания эффекта совмещения исторических эпох.
Минималистский – это результат контрастного противопоставления насыщенному архитектурному окружению негромких, незаметных, «растворенных» малых форм и системы навигации. Возможно применение стойкого стекла и нержавеющей стали – при электрификации отдельных элементов системы.
Нетривиальный, или радикальный вариант лелеет надежду, что наиболее экстравагантные дизайнерские решения имеют шанс пробить себе дорогу и в центре Москвы, если они функциональны, эргономичны и актуальны. Открытые пластично привлекательные формы уличных объектов провоцируют, приглашают зрителя к игровому взаимодействию. Предметный комплекс, выполненный из сплавленно-закрытых синтетических материалов – от пластбетона до кориана – бросает вызов окружению.
В разработанной нами концепт-программесформулированы следующие принципы размещения информационных конструкций для системы наружных визуальных коммуникаций:
- ясность и симметрия
Архитектурный строй исторических сооружений задает строгий, симметричный ряд и ритм информационных носителей.
- архитектурный контекст
Информационные носители занимают на фасадах зданий локальные участки, они оказываются вписаны в архитектурные фрагменты или подчеркивают отдельные элементы, образуя единое целое со зданием.
- масштаб и точность восприятия
Использование разных форм носителей – это и закрепленные на фасаде, и автономно стоящие, на относе, рядом со зданием или при входе, и электронные и др. – работают на средовой сценарий организации и обустройства максимально комфортного доступа зрителя в музейный комплекс.
- соответствие и цельность
Объединение всего комплекса единой системой наименований и табличек в гравировочно-бронзовом исполнении, отличающихся от сменных выставочно-информационных носителей.
- комплексность
Локальное обращение к дополнительным способам привлечения посетителей в музейный комплекс, среди них – мощение, временные элементы, акценты, выделение входа, звуковые и световые эффекты.
- корпоративность
В перспективе создание минимального комплекса малых архитектурных форм, обеспечивающих экспансию предметного ряда, наполняющего интерьеры музея, в окружающее пространство, в том числе – указатели, фонари, урны, информационные установки, скамьи и др.

PS Помимо всего прочего, нами предлагается совершенствование дополнительных инфраструктурных элементов – продвижение сайта ГИМ, развитие рекламно-информационных блоков в СМИ и др.