www.archvestnik.ru
home sitemap Письмо в редакцию

Большой макет Москвы в Доме на Брестской – первый этап завершен

В №4 «АВ» был опубликован материал, посвященный развернувшейся реконструкции Дома на Брестской. Одна из задач реконструкции предполагает размещение на втором этаже большого макета Москвы, который в настоящее время находится в производстве. Об этом мы беседуем с начальником управления ГБУ «Мосстройинформ» Сергеем Подъемщиковым.


- Вы занимаетесь макетированием едва ли не всю сознательную жизнь. Можно сказать, все это было лишь трамплином к нынешней эпопее со строительством большого макета Москвы?
С.Подъемщиков

Начинали мы с объемных макетов. Это были даже не архитектурные объекты, а концептуальные проекты, точнее – объемно$пространственные композиции, выполненные в масштабе 1:43. Первый опыт – это «Красная вышка» архитекторов Ю.Аввакумова и Ю.Кузина – был выполнен именно в этом масштабе. После чего 1:43 был нами, так сказать, легитимизирован – к нему уже привязывались последующие проекты.
Вообще 1:43 – это масштаб коллекционных автомобилей. Он же в свое время применялся для изготовления макетов железных дорог.
В этом же масштабе часто делают фигурки людей, которые мы использовали в своих макетах. Не знаю наверняка – возможно, этот масштаб связан с дюймовой системой мер.
Макет такой гигантской территории, как «старая» Москвы вкупе с Новой, невозможно сделать в масштабе, внятном для обозрения. Хотя поначалу такая задача обсуждалась. До присоединения новых территорий это в принципе можно было выполнить – в масштабе 1:1200.
Что касается изготовления макета столицы в пределах Третьего транспортного кольца – это задача вполне реалистичная: каждый дом будет обозрим, архитектура считываема.
Какова технология – в общих чертах? Вся территория столицы в пределах ТТК с отдельными протуберанцами – Воробьевы горы, территория ЗИЛ и др. – разбита на квадраты. Одна бригада занимается рельефом, вторая – архитектурой, третья – техническим обеспечением: подсветкой, компьютеризацией и т.п. В пределах каждого из квадратов их усилия суммируются. Или все не так?

DOMNABR02.jpg

С.П.
Абсолютно так. Это такая глобальная задача, такой огромный проект, что по-другому просто невозможно. В общем, это производство – правда, индивидуальное. Для того чтобы ускорить процесс, надо дробить операции.
Есть группы архитекторов, которые готовят чертежи, есть несколько бригад макетчиков, которые делают дома, есть специалисты по подоснове – рельеф, тротуары, газоны, деревья, есть бригада электриков, которая занимается монтажом подсветки в зданиях, наконец, есть люди, которые ответственны за коммутацию всего этого хозяйства в компьютерную сеть. Дело в том, что макет будет оснащен интерактивной системой подсветки, которой можно управлять, выбирая объекты в соответствии с тем или иным сценарием – от административного деления до типологии. Кроме того, будут подсвечены магистрали, составляющие отдельный слой. Практически будут охвачены все здания, каждое из них можно будет адресно подсветить – имеется в виду компьютерный адрес, хотя не исключено, что и городской. После того как дома по тому или иному квадрату готовы, их врезают в рельеф.
Сейчас мы начинаем монтировать коммутационные платы, на которые будут заводиться провода подсветки. К ним подсоединяются платы контролеров, которые в свою очередь будут подсоединены к платам ethernet.
То есть это обычная сеть, которая будет управляться компьютерами в зале – либо это компьютер экскурсовода, либо компьютеры с сенсорными экранами для посетителей.
Когда очередной квадрат с рельефом, домами, электрикой и т.д. готов – планшет отправляется на специальный стеллаж. Когда будет смонтирован металлический каркас в зале макета – настанет его очередь.

DOMNABR01.jpg

- Для макета принят 400-й масштаб, предполагающий довольно подробную деталировку объектов. Он был определен по границам территории в пределах ТТК и в соответствии с размерами зала. Сколько всего домов и сколько времени в среднем уходит на один такой макетик?
С.П.
Современные технологии изготовления макетов с использованием гравировально-фрезерных станков позволяют добиться подробной детализации фасадов. Мы для себя приняли высокую планку – предусмотрены рустовка стен, оконные переплеты, наличники, карнизы и т.д. Особо сложная работа – застройка внутри Кремля, сталинские высотки и др. Впрочем, практически все здания, выходящие на красную линию в исторической части города, выполняются с высокой степенью детализации.
Что касается количественных параметров:
наш макет – 947 м2, или 658 квадратов 1,2х1,2 м. Среднестатистически в центре на один такой квадрат приходится 100$120 зданий. То есть расчетное число домов – порядка 70 тысяч. В первой очереди у нас – около 5,5$6 тысяч зданий на 48 квадратах.
В минувшем месяце был поставлен рекорд – одна девушка сделала 31 дом. Еще несколько человек приближается к «норме» порядка 20 домов за месяц.

- Если подходить со строго академических позиций, то по каждому из объектов следует иметь исходную проектную документацию. А как это происходит
в действительности?
С.П.

Как это бывает обычно – при заказе напланировочный макет? У заказчика запрашиваются чертежи – иногда у него имеются материалы по всей застройке, чаще всего – нет.
Однако изготовить 10$20 домов без чертежей – не проблема, тем более что, как правило, они не требуют высокой степени детализации.
В данном случае речь идет об исторических зданиях, в том числе допетровского времени, и понятно, что проектной документации просто нет. Быть может, за исключением отдельных зданий, по которым есть информация из ИСОГД (информационной системы обеспечения градостроительной деятельности), или
объектов, макеты которых мы делали раньше.
Так что основные источники - это инфосистема, аэрофотосъемка, топооснова в 2000-м масштабе. И, разумеется, фотосъемка, что называется, вживую. Последняя, как известно, осложнена охранным режимом некоторых объектов, наличием зелени и т.п.
Так или иначе, собираются картинки, после чего по ним готовятся AvtoCAD-овские чертежи.
Другого выхода нет – станки управляются векторными файлами, поэтому по каждому дому надо иметь документацию в векторном виде. Которая, кстати, является частью контракта. Для примера: по деревянному макету площадью 144 м2 пара институтов готовили проектную документацию в течение нескольких лет. В нашем случае – более 900 м2. При примерной сопоставимости масштабов: там – 500$й, здесь – 400$й. Причем если посмотреть на тогдашние чертежи – там все очень упрощено: дворовые фасады многих зданий оставлены вообще без окон. Мы же прорабатываем все четыре фасада. Хотя в дальнейшем, по мере удаления от исторического центра, пластическая проработка будет упрощаться, но связано это скорее с более простой архитектурой зданий вдали от центра.