Без рубрики

Пестуя профбизнесэлиту. С ARX Awards-2007

В середине ноября в самом роскошном отеле столицы, свежеиспеченном The Ritz-Carlton Moscow на Тверской подведены итоги Второй национальной премии в области архитектуры и девелопмента. Сверхзадача формирования элиты, к чему безоглядно устремилась архитектурная и околоархитектурная жизнь со второй половины 1990-х гг., получила свое логичное разрешение.

[thumb]/files/u11/26f8665589628ef17e3afa776d5eee8a.png[/thumb]
Проект «Камерного офиса», Москва.
Проектировщик «Александров и партнеры»

В последнее десятилетие этот процесс разворачивался сразу в нескольких направлениях. В рамках «АРХ-Москвы» еще на начальном этапе возник специальный раздел «Арх-каталог», где прокламировалась эта вполне политизированная перспектива – в пику сложившейся официальной профессиональной иерархии. Данная спекулятивно-манипулятивная интенция была поддержана и подхвачена справочником «Единый художественный рейтинг. Архитектура», изданным в 2002 г. Рейтинговым центром Профессионального Союза художников, механически перенесшим на архитектурный цех технологию ранжирования художников и скульпторов.
Параллельно ту же неизбывную тоску по вящей элитарности демонстрировали интерьерные издания с их голубовато-розоватыми фоторепортажами со светских тусовок, забойно занимавшими последние журнальные развороты. Архитекторов-интерьерщиков легко и непринужденно встраивали в этот рублевовидный ряд, скроенный по лекалам индустрии шоу-бизнеса.
ARX Awards транспонировал данный тренд из форматов богемно-артистического и шоу-бизнеса в формат риэлторско-девелоперский, не чуждый слоя высшего политического истэблишмента и экономического нобилитета, а также транслировал его по российским городам и весям. Соответственно подрос градус, прибавился как минимум еще один ноль, а атмосфера уплотнилась до олигархического звона в ушах.
И хотя в эту респектабельную подборку фуксом занесло школу-интернат для детей-сирот в Кожухово (архит. А.Надточий, В.Бутко и др., победитель в номинации «Лучший объект культуры или спорта») и театр-мастерскую Петра Фоменко (архит. С.Гнедовский, М.Гаврилова и др., номинант в той же номинации), последние лишь оттеняли ослепительный блеск коммерческой, жилой и прочей недвижимости.
Справедливости ради следует заметить, что попаданию профессии в плотные слои атмосферы споспешествует отнюдь не только издательский дом Building. Так, буквально через пару дней после вручения ARX Awards, 15 ноября, в Манеже в рамках Московского Международного Салона «Интерьер шоу» состоялась международная конференция «Эффективное проектирование объектов недвижимости», также собравшая цвет столичного девелопмента. Заявленная основная тема – состояние и перспективы развития рынка городской элитной недвижимости, а точнее – его жилого сегмента, сдаваемого «под ключ», то есть с внутренней отделкой, хотя, в действительности, речь шла также о бизнес- и даже среднем потребительском слое и проблемах его обслуживания.
В эпоху заботливо унавоживаемых гламура и luxury «доступное и комфортное» выглядит не более чем простодушный предвыборный трюк, социальная условность, вполне необязательный внутрипрофессиональный довесок. Вопрос в том, способен ли наблюдаемый в последние годы переход лидерства от интерьер-дизайна и объемного проектирования к градостроительству вкупе с ландшафтной архитектурой переломить этот эксклюзивно-элитарный вектор, вызвать к жизни демократически ориентированные – вовсе не обязательно эгалитарные – профессиональные идеалы, или же они окажутся вовлеченными в этот губительный для профессии истэблишментарный водоворот – вопреки очевидным общемировым трендам?…

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о