www.archvestnik.ru
home sitemap Письмо в редакцию

Синтез реставрации и архитектурного проектирования внутри одной мастерской.

Архитектурные компании, работающие сегодня в Москве, часто сталкиваются с ситуацией проектирования в исторически сложившейся среде, вписывания новых объектов в окружающее городское пространство. Не всегда это получается гармонично, многие проекты вызывают вопросы как у архитекторов и историков, так и у жителей города.

Проект реставрации и приспособления Городской усадьбы XIX века.
г. Москва, Денежный пер. д. 9/6.

Мы нашли свой рецепт, который заключается в совместной работе историков, реставраторов и архитекторов внутри одной мастерской. Компания начинала работать в 1992 году как реставрационная, и за это время у нас было много интересных объектов. Среди последних реализованных можно назвать Дом А.И.Несвицкой, памятник истории и культуры федерального значения XVIII века (Смоленская-Сенная площадь д. 30 стр. 6), где мы выполнили проект реставрации и приспособления под офис одного из крупных банков Москвы. В нескольких шагах - Городская усадьба XIX века, жилой дом А.К.Поливанова (Денежный переулок д. 9/6), один из самых известных памятников московского деревянного ампира. После пожара 2000 года здание находилось в аварийном состоянии. Сейчас все могут по достоинству оценить шестиколонный тосканский портик с мезонином, восстановлены интерьеры XIX с анфиладной планировкой комнат, деревянными лестницами, лепными карнизами, паркетными полами и печными изразцами.
На этих объектах наша мастерская выполнила полный комплекс научно-проектных работ от историко-архитектурного обследования, проекта реставрации и приспособления до рабочего проекта, включая конструкции и современные инженерные коммуникации. Кроме того, на территории Городской усадьбы в Денежном переулке архитекторы совместно с реставраторами разработали концепцию воссоздания в режиме регенерации флигеля усадьбы, утраченного в XX веке.
Работая в развивающемся мегаполисе, нам стало интересно использовать знания, опыт и свои представления о новом строительстве в историческом центре Москвы, и несколько лет назад мы стали активно развивать направление архитектурного проектирования. Совместная работа реставраторов и архитекторов оказалось очень эффективной в проектах воссоздания и регенерации. Сейчас у нас в работе несколько крупных объектов, где работа строится по этому принципу, в частности, в заповедной зоне Остоженка - Пречистенка, на Таганке, на улице Солянка.

Проект административного здания.
Москва, ул. Ярославская, вл. 13а, стр. 2.

На Пречистенке сложилось так, что мы работали и работаем по нескольким объектам по соседству. Главный дом городской усадьбы XVIII-XIX веков (д. 35 стр. 1) уже отреставрирован по нашему проекту с устройством двухуровневой подземной парковки; по флигелю усадьбы (д. 35 стр. 2) мы также выполнили рабочий проект реставрации и приспособления; разработана архитектурно-градостроительная концепция по приспособлению жилого дома XIX века под городскую поликлинику (д. 33/19 стр. 1), а также концепция реставрации и приспособления жилого дома XIX века под апартаменты (д. 37 стр. 1).
При разработке концепции регенерации застройки под гостинично-деловой комплекс по улице Солянка архитекторы учитывали и то, что объект находится в охранной зоне, и характер малоэтажной застройки окружающих зданий, и многие другие факторы. Реставраторы выполнили проект реставрации главного фасада, а команда архитекторов разработала проект нового комплекса с устройством четырехуровневой подземной автостоянки, а также проект благоустройства и озеленения.
Еще один пример проектирования в исторической среде – проект административного здания в стиле городской усадьбы XIX века (Ярославская улица вл. 13а, стр. 2). Такое решение было обусловлено соседством с церковью Тихвинской иконы Божьей матери. Новое здание, состоящее из трех объемов, соответствует по стилистике церковному ансамблю.
К счастью, нам все чаще удается убеждать инвесторов и заказчиков в правильности такого комплексного подхода. В итоге это сокращает сроки проектирования, существенно повышает качество и, как показывает практика, минимизирует расходы.
Наш опыт показывает, что такой постоянный обмен знаниями и совместное творчество стимулирует развитие компании и каждого специалиста в отдельности. Мы даже пригласили в этом году профессора МГУ прочитать для всех сотрудников курс лекций по истории России.
В этом году на фестивале «Зодчество-2007» мы получили диплом как творческий коллектив, что стало признанием нашей работы.
Александр Соловьев