Без рубрики

Символ культуры серебряного века

В кратком посвящении к книге М.В.Нащокина обозначает суть своего взгляда на предмет исследования: «Не будет сильным преувеличением сказать, что тысячи усадеб в самых глухих «медвежьих» углах русской провинции продолжали оставаться в конце XIX – начале XX веков своего рода посланцами современной культуры».
Уже сама структура книги раскрывает замысел исследователя. Словно открывая завесу времени, Мария Владимировна стремится ввести современников в мир русской усадьбы эпохи расцвета. Будучи явлением синтетическим, русская усадьба воплощает многомерный мир культуры рубежа веков во всех его ипостасях, то приближая нас к микромиру детали (предмета, вещи), то возвышая образы повествования до вселенского звучания смыслов бытия.
Обширная география поисков автора показывает, что усадьбы эпохи Серебряного века появляются на всей территории России, становясь центрами культурной жизни. Их разноликость, различные финансовые возможности владельцев, природа и климат лишь подчеркивают генетическую общность этих «гнезд» российской культуры.
[thumb]/files/u11/dde8948a10312988729ce0af8cb975d2.jpg[/thumb]
Нащокина М.В.
Русская усадьба Серебряного века.
М.: Издательство «Улей», 2007. 432 с.

Оглавление книги отражает грандиозный масштаб исследования – от характера эпохи к анализу усадебного ансамбля (дом, храм, сад), затем – к архитектурным образам усадеб и усадебным образам в живописи Серебряного века. Перед нами глубокое, многогранное, современное, мастерски выверенное и последовательно – в течение многих лет – реализованное исследование.
Методологическая глубина представленной в книге концепции автора – «Усадьба как образ России» – впервые дает возможность так полно представить феноменальное явление глазами современников Серебряного века и ощутить поэтический взор исследователя. Автор влюблена в этот трепетный, романтический, пронизанный творческими порывами и природной красотой мир. Ее высокий поэтический слог – порождение многолетней кропотливой работы историка, открытий художника, анализа искусствоведа, блестяще владеющего материалом.
Вдумчивое аналитическое повествование подкреплено богатейшим фактическими данными. Автором предложена типология усадеб, раскрыты особенности их жизни и быта. Особую направленность исследованию придает рассмотрение предмета в философскомировоззренческом зеркале символизма: от символических художественно-поэтических поисков к усадьбе как интегральному символу русской культуры.
Ощущение себя частью мира и сохранение своей самобытности – воплощением этих парадигм бытия художественной жизни России Серебряного века стала усадьба. Пожалуй, одно из главных достижений автора – утверждение роли русской усадьбы в мировой культуре.
Автор последовательно раскрывает образ усадебной жизни как источник жизнетворчества и калейдоскопическое разнообразие в его художественном воплощении. Точно подмечена роль архитектурной неоклассики в воплощении запросов новых владельцев на обладание классическим дворянским гнездом. Именно тогда в обществе становится очевидна роль «старины» как свидетельства глубины истории, а обитателей усадеб охватывает стремление к ее сохранению: будь то дуб, по преданию посаженный Петром Первым, детские игрушки, пожалованные императрицей Елизаветой Петровной, или вещи предков, хранимые в родовом гнезде. На территориях усадеб проводятся археологические раскопки, появляются мемориальные скверы и парки, памятные обелиски и храмы. Развивается коллекционирование.
Исследователь анализирует и хозяйственную жизнь имений, раскрывая на примерах из различных губерний России особенности пореформенного усадебного хозяйства как поля для экспериментов. Опыты по введению многопольного севооборота, селекции, внесению удобрений, развитие коневодства, строительство оранжерей и теплиц, инженерное благоустройство – вот краткий перечень представленных преобразований в усадьбах, ставших проводниками хозяйственных новаций, образчиками созидательной деятельности для округи.
Отдельная тема автора – праздники: церковные, семейные, государственные, «вносившие в жизнь усадьбы необходимое разнообразие и дополнительную энергетику самодеятельного творчества».
Убедительно и живо представлена тема «искусство и ремесла». Абрамцево, Тростянец, Нескучное, Шахматово – целый мир романтических, почти сказочных образов и произведений. «Русская усадьба, воспринятая в самом широком смысле этого понятия, и концентрировала в себе для человека Серебряного века «всю Русь».
Важнейшая составляющая книги – рассмотрение архитектурного усадебного ансамбля. М.В.Нащокина последовательно рассматривает трехчастный художественный организм: дом–храм–сад. На целом ряде примеров она раскрывает образы усадебного дома, останавливаясь на особенностях его планировки и объемного решения, элементах интерьера и декора, характере жизни в доме и назначении помещений, изменениях отношения жильцов к внутридомовому пространству. Готические кабинеты, мавританские курительные, ампирные танцевальные залы, холлы в русском стиле – таков веер стилевых предпочтений. Храм предстает как воплощение православной духовности русской усадьбы, являя возможности соблюдения традиционного религиозного распорядка. Сады и парки – предмет особой любви автора: «В саду символизма человека притягивала, прежде всего, изменчивость, зыбкость природных состояний, проявление стихий, порывы, «своевольный» беспорядок». «Садолюбие» Серебряного века представлено и в блестящем ряду иллюстраций, дающих представление и о садовой романтике, и о прозаических работах по благоустройству территорий.
Отдельная глава посвящена образам усадеб. Архитектура викторианского коттеджа, боярских хором, рыцарских замков, особняков модерна и неоклассики охватывает спектр усадебного строительства. Являясь неотъемлемой частью архитектурной культуры России, усадьбы в полной мере воплотили поиски отечественными зодчими образов жилого дома. Программный ретроспективизм загородного дома сродни городскому. Однако укорененность в ландшафте, умелая встроенность в природу загородных домов выгодно отличается своей «естественной» стариной на фоне лесных массивов, зелени парков и садов, бесконечных горизонтов.
Завершает книгу блистательный фейерверк живописных произведений русских мастеров. Ставшие классическими образы и не так часто публикуемые работы А.В.Моравова, С.А.Виноградова, И.Э.Грабаря, В.В.Переплетчикова, С.Ю.Жуковского, И.И.Левитана, А.Н.Бенуа, А.В.Средина создают ряд яркий и полнокровный.
Фундаментальное исследование русской усадьбы как синтетического образования является замечательным вкладом М.В.Нащокиной в историю и теорию русской культуры, а многие принципы усадебной жизни, представленные исследователем, звучат остро и актуально в наше время интенсивного освоения пригородных земель. Книга интересна обилием фактов и занимательных историй из жизни усадьбы. Чтение ее увлекает, иллюстрации во многом новы, в том числе авторские фотографии. Множество имен выдающихся деятелей культуры России предстает в новом свете, это свет усадебной «оболочки жизни», воплотившей неувядающие страницы нашей истории.
Сам утонченно-изысканный образ книги – от внешнего вида до подбора гарнитуры и иллюстраций – программно ориентирован на адекватное воплощение наполненного творчеством мира усадьбы Серебряного века. Художник В.М.Мельников создал качественное графическое решение, соответствующее уровню и смыслу книги. Перефразируя, можно сказать: в книге об искусстве Серебряного века «все должно быть прекрасным». В полной мере эти слова относятся к произведению известного российского историка искусства Марии Владимировны Нащокиной.

Г.В.Есаулов,
член-корреспондент РААСН

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о