Без рубрики

Невесомость подземелья. Библиотека университета искусств Тама

После завершения в 2001 году строительства медиатеки в Сендае, и сегодня поражающей воображение посетителей, о ее создателе Тойо Ито говорили много – и не только в профессиональных кругах. Поползли даже слухи о завершении его профессиональной деятельности. Все с нетерпением ждали от архитектора, удостоенного золотой медали Королевского института британских архитекторов (RIBA), автора уникальных проектов новых сюрпризов. И это оказалось вполне оправдано. Т.Ито продолжал экспериментировать с формой и структурой здания, предлагать свежие концептуальные решения. Его идеи одна за другой воплощались в жизнь: торгово-развлекательный комплекс Vivocity в Сингапуре, флагманский магазин Mikimoto в Токио, здание выставочного комплекса Fiera 2 в Барселоне и вот, наконец, его новая библиотека при университете искусств Тама.
[thumb]/files/u11/5f0fa5bd4327e852fa58fb1d05e7aa78.jpg[/thumb]
На примере библиотеки университета искусств Тама Т.Ито попытался показать, что эстетика внешней формы – это далеко не главное в архитектуре. Он заострил внимание на структуре здания и отдельных его деталях. Открытые фасады библиотеки продиктованы особенностями внутреннего пространства и неразрывно с ним связаны.
Фото: Naoya Fujii

Анализируя объекты японского мастера, исследователи отмечают синтез восточных традиций с языком европейской неомодернистской архитектуры. Аркада его новой библиотеки и вовсе на первый взгляд напоминает структуру романского сооружения. Однако это мнение поверхностно. Объемно-пространственное решение проекта самобытно и не имеет ничего общего с европейскими антецедентами.
Первоначальный замысел был продиктован в первую очередь выгодным местоположением здания библиотеки: между автобусной остановкой и главным входом в университет. С учетом этого, Т.Ито предполагал верхний этаж использовать в качестве буферной зоны, места беспрепятственного перемещения потоков людей. Такое решение способствовало бы привлечению в библиотеку студентов и сотрудников университета, вроде как и не намеривавшихся ее посетить. Первый уровень должен был уйти под землю, усилив художественное восприятие объекта как некоего подземного грота. В процессе реализации проекта произошли существенные преобразования. Извечный спор заказчика (администрация университета), склонявшегося к более традиционному решению, и архитектора, окончился не в пользу Т.Ито. К тому же, воплощению замысла препятствовали проходящие под участком инженерные сети. Тем не менее, Т.Ито не пожелал полностью отказаться от первоначальной идеи: он инвертировал свой грот в гигантское монопространство на каждом из двух уровней, разделив его галереями на условные зоны, но оставляя возможность полифункциональной реорганизации.
[thumb]/files/u11/896530aaaa3324161ba21f67d8c7713e.jpg[/thumb]
Второй этаж – это основное место для чтения, где располагаются невысокие открытые книжные полки, так что каждый посетитель может самостоятельно подобрать нужную литературу. В другой части зала закрытые стеллажи поднимаются под арочные своды. Столы различных размеров и конфигураций оснащены компьютерной и копировальной техникой. Свет в помещение проникает равномерным мягким потоком.
Фото: brandon shigeta

Постройка представляет собой в плане простой, слегка ужатый с двух сторон четырехугольник, внутри которого вырастает система арок. Синкопированную арочную структуру (длина пролетов разнится от 1.8 до 16 м) определяют пересекающиеся криволинейные траектории. Арка в данном случае выступает диафрагмой жесткости, сама ее форма способствует максимально эффективному распределению нагрузки. Немаловажна здесь и роль многослойной конструкции из стального каркаса и монолитного железобетона, которая одновременно составляет основу сейсмостойкости здания. Все это позволило сократить толщину арок до 20 см(!), благодаря чему структура выглядит весьма графичной. Автор проекта сознательно отказался от легких материалов, доказав, что замена традиционных для Японии дерева, соломы и бумаги на металл и бетон не лишает здания легкости и изящества.
Японские зодчие всегда уделяли особое внимание взаимодействию архитектуры с окружением. Библиотека Т.Ито, визуально зависающая в воздухе, в этом смысле не исключение. Благодаря фасадам с огромными оконными пролетами, протянувшимися по всему периметру постройки, взор беспрепятственно проникает сквозь здание, органично встраивающееся в холмистый пейзаж университетского парка.
[thumb]/files/u11/1ad29b729d4cbd72c220b82e0ace3e8d.jpg[/thumb]
Архитектор в своем проекте предусмотрел все необходимое для интеллектуальной деятельности. Примером тому могут быть информационные панели, выстроенные вдоль изогнутых столов. Здесь студенты могут собираться не только для чтения, но и свободно заниматься живописью, устраивать демонстрацию своих работ или перформансы.
Фото: brandon shigeta

Следуя замыслу архитектора, нависающие арочные своды внутри библиотеки призваны создать атмосферу подземелья. Многоцелевое фойе наклонного первого этажа, повторяющего линию естественного рельефа, вмещает в себя кафе, временный театр и помещения для студентов. Проектом предусмотрены длинные, изогнутые, вмонтированные в пол столы, оснащенные компьютерной техникой. Здесь можно найти журналы, информационные издания и все, что поможет скоротать время в ожидании автобуса или намеченной встречи. Таким образом, достигается основная цель проекта – привлечение людей в библиотеку. У кого-то непременно рождается желание задержаться в стенах «подземелья», и тогда посетитель поднимается на второй этаж, где книжные ряды выстраиваются на пересекающихся под арочными сводами полках, приглашая к глубокому и вдумчивому чтению.
Концептуальная архитектура Т.Ито оказала значительное влияние на современных архитекторов. Вспомним его сооружения с мембранными перекрытиями, выполненные из нетканых материалов и алюминиевых пластин, или постройки последних лет, вдохновленные природными образованиями, вступающие в импровизированный диалог с пространством. Архитектор много экспериментировал, работая с внешними формами и конструкциями зданий, используя разнообразные материалы (от доступных, произведенных промышленным способом, до инновационных), применяя методы компьютерного моделирования, интегрировал виртуальное и естественное пространство. Его библиотека – это очередной эксперимент, который, кажется, вполне удался.

Алла Павликова

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о