www.archvestnik.ru
home sitemap Письмо в редакцию

АВ 3 (102) 2008

По итогам студенческого конкурса «НАУКОГРАД» - «BELLTOWN»

Из программы конкурса
Задача конкурса - разработать проект нового градобразования, максимально приближенного к пространственным и средовым параметрам исторически сложившегося города – его плотности, этажности, выразительности, многообразию и комфорту. Высота застройки не должна превышать 2-6-и этажей. Необходимо предусмотреть обособленную от транспорта пешеходную систему. Градообразующее производство – научно-исследовательская деятельность в сфере оборонной промышленности страны.

Мастерская ADM: исследуя архитектурные ритмы

В прошлых номерах «АВ» мы уже не раз писали о представителях нового поколения московских зодчих, которые, начав свой профессиональный путь с работы в мастерской одного из признанных столичных мэтров, на определенном этапе пришли к осознанию, что переросли позицию рядового архитектора или даже ГАПа внутри крупной компании. Обладая здоровыми творческими амбициями, активным отношением к жизни и одновременно не желая больше оставаться в тени своих руководителей, они все чаще решаются пуститься в свободное плаванье, открывая собственный бизнес. Однако процесс выхода молодых проектных бюро на московский, и шире – российский архитектурный рынок пока еще не стал полноценным трендом, так как даже при самом ближайшем рассмотрении подобных смельчаков в столице наберется не больше двух десятков (в большинстве своем они сосредоточены в сфере загородного строительства и интерьер-дизайна). Тем не менее, нельзя не обратить внимание на этих неординарных и талантливых архитекторов, которые в ближайшем будущем, скорее всего, возглавят профессиональное сообщество. Продолжение знакомства наших читателей с архитекторами «до 35-ти» кажется нам подходящим поводом, для того чтобы, наконец, обратиться к цеховым проблемам молодых зодчих, открыв на страницах нашего журнала новую рубрику «START UP». И первые ее гости – руководители мастерской «ADM» Андрей Романов и Екатерина Кузнецова.

Новому искусству – новую оболочку. Три концепта Юрия Аввакумова

Музей как общественный институт, вбирающий в себя функции науки, культуры, образования, просвещения и др., всегда находился в фокусе профессиональных интересов. Видоизменяясь и эволюционируя, он и сегодня сохраняет за собой высокий ценностный статус, чему в немалой степени способствует качество его архитектурной оболочки.
Последние два десятилетия с яркой современной музейной архитектуры в нашей стране имеются проблемы. Хотя первые подступы обозначены – в частности, в работах архитектора и художника Юрия Аввакумова. Такие его проекты, как Галерея «Утопия», выставочный павильон в Абу-Даби или новый проект Музея органической культуры в Коломне представляют свежий взгляд на музейное проектирование, ответственное за формирование модели культурных учреждений, отвечающих современным требованиям и учитывающих особенности функционирования и эксплуатации музея в его нынешнем качестве.

Всем закругляться! Миланский мебельный салон 2008

Миру, пораженному вирусом экономической нестабильности, нужен проверенный, а не экспериментальный дизайн. К такому выводу пришло большинство производителей мебели и аксессуаров для дома, показавших на нынешнем Миланском мебельном салоне свои новые коллекции. Коллекции оказались ловкими, ладно скроенными и крепко сшитыми. Однако полета фантазии в таких условиях ожидать не приходилось. Впечатление, что этот год стал для индустрии дизайна гладким, как хорошо накачанный мяч для фитнеса. Все идеально, ровно, округло – но зацепиться взглядом особенно не за что. Даже в формах тенденция к округлению оказалась ведущей. Капли, окружности, шары. Правильной и неправильной формы овалы. Круглые кровати, круглые книжные полки, плафоны. То, что нельзя было сделать круглым, соединялось друг с другом по кругу – к примеру, кресла.
Одновременно с закруглением сильна тенденция к плетению и лоскутным поверхностям. Жесткий каркас прикрывается «лепестками» из кожи, как в столике авторства братьев Кампана производства компании Edra. Или на кожаное кресло набрасывается кожаная же сетка (кресло компании dePadova). Лоскутки использованной бумаги, склеенные между собой, превращаются в обивку для табурета, как у фирмы Cappellini.

Российский лэнд-арх. «Архстояние» и «Города» глазами организаторов

В этом году на масленичной неделе снова приходилось выбирать:
то ли ехать в Калужскую область на презентацию новых объектов, созданных для фестиваля «Архстояние», или же последовать за организаторами фестиваля «Города», отправившимися на этот раз в Ярославль строить «Яргород». Время проведения мероприятий не единственное совпадение. Оба фестиваля имеют архитектурную направленность, оба зазывают участников выехать за пределы Москвы, несмотря на то, что и там, и там кураторы – москвичи.
Из-за всего этого может возникнуть ощущение схожести формата мероприятий. Особенно когда нам как журналистам приходится объединять их в общем блоке публикации. Однако у каждого из них есть как свои поклонники, так и противники, а встречаются и такие критики, которые в своих сравнениях пытаются столкнуть две акции лбами, аплодируя одной и уничижая другую. Причем такие не- и доброжелатели попадаются с обеих сторон.

Генетика профессии

В марте 73-го, после очередного конкурса я на пару недель приехал в Суханово. В эту пору – если повезет – случается отличная погода. Греет весеннее солнце, и лыжные прогулки доставляют истинное удовольствие. В тот раз я расположился в «одиночке» на втором этаже дворца и, поскольку предпочитал пользоваться парадной лестницей, всякий раз, проходя коридором, созерцал галерею портретов знаменитых российских зодчих, чьи имена под ними указаны не были. Почему-то именно в этот раз, узнав Баженова, юного Витберга, величественно изображенного Захарова и Кваренги, чей замечательный нос отличает его от других зодчих всех времен и народов, я признался себе в том, что несколько лиц остались неузнанными. С этим надо было что-то делать. Как-то перед самим собой неловко не узнавать своих великих предшественников. И я отправился в знаменитую сухановскую библиотеку, бывшую в ту пору весьма уютным местом, располагающим превосходной коллекцией уникальных фолиантов.

От госконтроля к саморегулированию архитектурно-проектной деятельности

На состоявшемся в октябре 2004 года VI съезде СА России было принято решение о переходе Союза на саморегулирование. После вступления в силу в декабре 2007 года закона «О саморегулировании» этот вопрос приобрел особую актуальность. В этом номере мы публикуем два взгляда на проблемы и перспективы перехода САР на принципы саморегулирования: вице-президента Союза архитекторов Россиии Алексея Воронцова и Президента Союза московских архитекторов Виктора Логвинова. Редакция не ставит своей задачей выступать в качестве арбитра – наша задача дать максимум информации по теме, которая глубоко затрагивает интересы профессионального сообщества. Тем более что, рассматривая проблему в разных ракурсах, авторы сходятся в главном – оба они считают важным сохранить Союз как единую всероссийскую организацию. В материале Алексея Воронцова особое внимание обращено на эпохальность целей, которые преследует реорганизация Союза. Виктор Логвинов концентрируется на процессуальных вопросах, без решения которых эти вожделенные цели не могут быть достигнуты.

Далеко ли до бизнес-парка?

Из большого числа объектов офисной недвижимости, именующих себя бизнес-парками, в подборку вошли четыре наиболее соответствующие данному формату в его классическом европейском понимании. Один из них – БП «Крылатские холмы» (ABD architects) уже построен и функционирует, второй – БП «Химки» (Архитектурно-дизайнерская мастерская А.А.Чернихова совместно с «Modern Line», Швеция) находится в начальной стадии строительства. Работа над проектом БП «Балтия» (мастерская «Александров и партнеры») недавно завершена, для бизнес-парка в Уфе компания «iCube Architectura» пока только разработала концепцию.

Свежесть и оптимизм

В этом номере представлены проекты нескольких проектных бюро, в которых молодые архитектурные кадры выступают на равных с маститыми архитекторами–руководителями мастерских. Они четко разделяются на две категории: первая тяготеет к хай-теку в его местной, сниженной версии, вторая – к экологической линии, связанной со взаимодействием архитектуры и природы.
Проекты мастерской «Богачкин и Богачкин» откликаются на экологические вызовы времени. Если для проекта гостиницы с рестораном в г.Сент-Люсия (ЮАР) это не противоречит характеру существующей застройки и требованиям заказчика, то в проектах сетевого пивного ресторана «Альпен-Хофф» для Москвы и реконструкции ресторана «Бастион» в Геленджике авторы намеренно ушли от урбанистического прочтения образа, избрав путь создания гармоничных связей между постройкой и примыкающими парковыми зонами.

Коридор власти

Административный центр Малайской Федерации возводится в 25 км к югу от исторической столицы страны Куала-Лумпура. Последний остаётся самым крупным городом Малайзии с населением 6,9 млн жителей (считая всю агломерацию), её главным деловым, торговым и финансовым центром. Перевод министерств и других госучреждений в построенный с нуля сателлит – одно из направлений национальной политики по обеспечению сбалансированного развития столичного региона, охватывающего долину реки Кланг. По замыслу руководителей страны, город-спутник должен стать полноценной столицей государства, его чётко функционирующим «нервным центром» и при этом идеальным местом для работы и проживания всех жителей города. О том, оправдает ли дерзкий проект связанные с ним ожидания, можно будет говорить не ранее, чем через пять-семь лет, когда будут завершены основные объекты, однако уже сейчас масштаб достигнутого производит впечатление.