Архитектура

Прозрачная изба Гольф-клуб в Пирогово

Пояснительная записка к проекту
Неспешно добрести до гольфового поля можно было, наверно, минут за пять. Слева и справа тянулись рядами липы и фонари – на одинаковом расстоянии друг от друга, длинные и острые, как заточенные карандаши.

[thumb]/files/u11/e30371d31d394f3b278f84ce69a2f1eb.jpg[/thumb]

Деревья осаждали полчища неистребимых сверчков, и воздух дрожал от скрежета. Трава под деревьями ближе к дорожке была аккуратно подстрижена, и с наклонных обочин виднелись рассаженные в беспорядке то ли азалии, то ли розалии, то ли еще какие-то рододендроны. Стайка скворцов неторопливо переправлялась по газону справа налево, чудно шевелясь и волнуясь, как зыбучий песок. По склонам холма вниз к подножью спускались гранитные ступени: направо – к яблоневому саду с прудом и деревянными светильниками, налево – к полю для гольфа. На одном краю поля виднелась беседка непередаваемой расцветки, на другом – маячила бронзовая статуя гольфистки. Склон медленно шел вниз, собирая огоньки редких жилищ. Темный лесок, потом небольшой холмик, кое-где вода персональных бассейнов в белом свете ламп. Дома жителей будто спрятались среди деревьев – в сумерках оттуда хорошо было часами смотреть на вечерний пейзаж – как оценивающий поле игрок в гольф. Осень с каждым днем обнажала свою глубину, смешанный лес вокруг гольфового поля все сыпал и сыпал на землю высохшие листья. Сентябрьские дожди были великолепны. Тонкие, как иглы, и мягкие, как вата, дождевые струи поливали вянущую лужайку гольфового поля. После дождя в лесу висел запах промокшей подстилки из опавших листьев. А свет, еле пробиваясь сквозь кроны деревьев, рисовал на ней крапчатые узоры. Над лесной тропинкой торопливо перелетали птицы. И только здание гольф-клуба парило над землей, возвышаясь в удивительной тишине и покое. Я сидел за столиком со стаканом воды, наблюдая за происходящим, и мне казалось, что гольф-клуб растворялся в гольфовом поле, разрушая границы. Игра ощущений продолжалась.

В Пирогово появилось новое общественное здание.
Притом, что почти все пространство курорта трактуется как общественное1, собственно зданий с публичными функциями там пока немного: небольшой уютный ресторан «Кот Дазур» и Яхт-офис Тотана Кузембаева, да – с оговорками – лапидарный эллинг Евгения Асса. (Знаменитый «Водочный павильон» Александра Бродского – все же место для индивидуальных медитаций, типа деревенского сортира с чудным пейзажем из двери).
Если сравнить Пирогово с обжитой старомосковской квартирой, элегантный Яхт-офис – это небольшая прихожая для гостей-яхтсменов, «Кот Дазур» – кухня, где не в обиде помещается довольно много друзей, но все же чуть тесновато. А эллинг, который в летние сезоны принимает выставки (архитектурную «Арабески» в 2007 г. и художественную «Меандр» в этом спроектировал Юрий Аввакумов), зимой все же работает по прямому назначению – защищает яхты от непогоды – и, пожалуй, играет роль просторного коридора, где на проходе устраиваются эдакие пироговские квартирники, но абстрактное пространство интерьера и боковое местоположение все же задают некую транзитность и промежуточность ощущений.
Итак, эллинг, ресторан, гостевые домики и другие известные пироговские постройки – справа, лес, гольф-клуб, гольф-поле и участки с индивидуальными жилыми домами за ним – слева от входа на территорию курорта. Здание клуба – всего метрах в 400 от главных ворот, площадка для него выбрана давно, да все будто ожидала своего дома. Но обычного – со стенами, окнами, крышей – не хотела. Такой бы «заткнул» ту горловину, что существует в северо-западной, «передней» части территории курорта, закрыл бы виды, очень важные для первого впечатления. И вот дождалась: крыша есть, а вместо стен – сплошное окно. Пирогово, наконец, обрело гостиную.
Здание гольф-клуба полностью вписано в концепцию курорта, любовно взращиваемого главным заказчиком Александром Ежковым: экологичность, естественность, дерево как доминирующий материал, качественный партер, проработанный на уровне ленд-арта, и собственно арт-объекты, тактично подчеркивающие достоинства построек и окружения.
Что же нового?
Здесь еще не было дома с полностью прозрачными стенами. Огромный зал (почти
700 м2, пролет клееных деревянных арок – 18 м) растворен в окружающем сосновом бору и плавно перетекает в гольф-поле. Белый камень пола первого этажа со стороны гольф-поля продолжен деревянной палубой большой крытой террасы (около 340 м2) и – без ступеньки – покатым газоном. Качественное бесшовное остекление от пола до потолка по всем четырем фасадам полностью дематериализует стены. Взгляду снаружи внутрь, равно как изнутри наружу, не мешает почти ничего.
Но при всей прозрачности и бестелесности клуба внутри это – дом. Лежащее на «стеклянных» же опорах (понятно, внутри них есть нечто непрозрачное и прочное, но оно скрыто за матовым стеклом – и выходит, что колонн, в общем-то, тоже нет) массивное деревянное перекрытие, тонко проработанное в структуре и деталях, никак не давит, но создает ощущение «избяного» уюта.
И еще – с клубом в Пирогово пришла ночная жизнь и ее соответствующее оформление. Концепция освещения Центра Светодизайна LLUMINATOR (рук. Борис Князев) адекватна подходу архитектора: размыть границы между интерьером и гольф-полем и создать единое световое пространство. Скрытая внутри «стеклянных» колонн система сверхярких светодиодов и микролинз обеспечивает максимально равномерную заливку светом их граней, цвет и яркость рассчитаны таким образом, что делают колонны и стеклянные стены практически невидимыми на фоне вечернего неба – в результате повторяется дневное впечатление парящей в воздухе крыши. Мягкий заливающий «лунный» свет струится отовсюду: на гольф-поле нет ни одного видимого глазу источника света. Сияющие колонны и мерцающий газон придают пейзажу некую сюрреалистичность – но так ведь и должно быть ночью.

[thumb]/files/u11/9899814af6f557ba242a9c74a54d68cf.jpg[/thumb]

Вот не хочется спрашивать ни Тотана, ни Александра, что они задумывали, что получилось, что нет. Эта архитектура способна говорить (и молчать) сама за себя.
Впрочем, одну историю Тотан рассказал сам. Уже были выполнены и установлены придуманные им оригинальные стеклянные водостоки – наклонные листы закаленного стекла, по которым стекала дождевая вода, подчеркивавшие и усиливавшие тему прозрачности фасадов. Но заказчик настоял на их замене более привычными медными трубами – из боязни, что кто-нибудь из гостей не заметит стекла и случайно поранится… Вот и рады бы в хай-тек – да забота о ближнем не пускает… Но это ведь и еще одно свидетельство принципиальной домашности и этого здания, и всей пироговской среды, достигаемой в ходе постоянного обживания места.
Так, видимо, и появляются те самые ремесленность и «домотканность», отмечаемые Тотаном как неотъемлемые качества его работ.
Знаю, что автор, как всегда, не очень удовлетворен результатами – нет пока задуманных пересекающихся белых тканевых парусов под кровлей в интерьере, та же история с водостоками… Или вот: конструкторы забыли один вентканал из подвала устроить – пришлось выводить его дополнительной медной трубой.
Зато доволен хозяин – только что полученная за застройку Пирогова награда международного архитектурного конкурса Dedalo Minosse, единственная в мире премия, присуждаемая за сотрудничество заказчика с архитектором, подтверждает правильность его подхода к выстраиваемому им месту.
Что вокруг? Разнозеленая трава гольф-полей, искусно выполненные ловушки для мячиков, искусственный прудик (тоже ловушка), окруженный коллекцией редких болотных растений, бронзовая скульптура обнаженной гольфистки (автор – скульптор Дмитрий Тугаринов) – удачные и уютные дополнения-продолжения клуба. А сугубо архитектурные аксессуары – котельная, превращенная в многоярусную деревянную клумбу, и стеклянный воздухозабор – подтверждают уверенное мастерство Тотана в придумывании и исполнении мини-объектов, разыгрывающих основные темы места и здания.
Что внутри? Пожалуй, несколько тяжеловатая инсталляция Ю.Аввакумова – бело-черная стойка бара/ресепции из огромных каменных костяшек домино. Вообще-то все технические и служебные помещения убраны в подвал, но из той же заботы заказчика о друзьях-клиентах родилась идея устройства дополнительного туалета на первом этаже. Вот и получилась эта структура чуть выше, чем хотелось бы, закрывая некоторые важные внутренние сквозные виды.
Впрочем, легкой, с виду очень скромной мебели, элегантному камину (еще один арт-объект Тотана), тонким подсвечникам (автор – Кирилл Александров) как-то удается снять излишнюю громоздкость центральной доминошной конструкции, перевести взгляд за «отсутствующие» стены, на главную ценность Пирогова – сохраненный, исправленный и отточенный ландшафт.

[thumb]/files/u11/304a943efff7d82943897bfed0759aa4.jpg[/thumb]

А еще эту инсталляцию извиняет, не знаю, намеренная ли, «избяная» аналогия – всмотритесь, это ведь не что иное, как русская печь. Глядишь, взберется на нее подвыпивший Иван-гольфист и уедет сквозь стеклянные стены далеко-далеко…
Ну а в подвале, наконец, разыграна драматическая «подземная» нота – виртуозно сработанная, волнистая, волнующая дубовая стена основного коридора, сложная как бы случайная пластика которой подчеркнута эффектной подсветкой. Впрочем, драма подземелья обещает идиллию возвращения к свету, на землю, к траве, деревьям и играм.
Что сверху? Тут Тотан сочинил довольно простую в структурном смысле объемную композицию с «гребенкой» разновеликих косых фонарей. Особенно эффектно кровля гольф-клуба выглядит с воздуха – виды, вовсе не исключительные для окрестных любителей вертолетных перемещений. Ну а при взгляде с человеческого уровня крыша сама парит между сосен как ковер-самолет. Чуть грубоватыми кажутся переплеты фонарей и вторящие им витражи торцевых треугольных фронтонов. Но это только снаружи, в интерьере они почти незаметны, проявляясь лишь перетекающими по полу и креслам солнечными пятнами. А задрав голову, можно понаслаждаться тонкой игрой естественного света и потолочных конструкций: разновеликие фонарные окна и разнонаправленные брусья обрешетки создают здесь неожиданную полифонию.
Наверху – что-то мельниковское, внизу – что-то мисовское. Вместе – что-то японское (смотри записку, инспирированную прозой Харуки Мураками и еще на стадии проекта точно предугадавшую впечатления от построенного объекта). В целом – Тотан Кузембаев, сделавший общественное здание, какого, по-моему, не было до сих пор нигде в России.
С появлением пироговского гольф-клуба можно предречь рост популярности этой игры среди прострессованых москвичей. Минута Rolex на Евроньюс для многих обернется часами медитации в Пирогово – к радости хозяина и новым заказам Т.Кузембаеву и его друзьям.

Андрей Иванов
Фотографии: Илья Иванов

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о